О химии любви или как сделать ребенка счастливым

Счастье. Объемная, многогранная и довольно противоречивая тема.

Что такое счастье в принципе? Вы можете дать однозначный ответ? Даже, если дадите, то это будет лично ваше мерило и определение. У вашей соседки, подруги, жены (мужа) оно в большей степени вероятности окажется другим.

Как сделать счастливым ребенка? Здесь задача еще более усложняется, вводятся дополнительные неизвестные. Однако, интернет просто пестрит рекомендациями: что делать, а чего не делать. Долго искать не приходится, читаю:

« Ребенок вырастет счастливым, если в семье:
– царит атмосфера безусловной любви между всеми членами семьи. В отношении этого признака действует принцип преемственности. Если вас так воспитывали ваши родители, то вы передадите чувство бескорыстной любви детям. Но если вам не повезло, то меняйте ситуацию;
– родители и дети терпеливы друг к другу;
– основа существования – оптимизм и вера в светлое будущее;
– внимательное отношение ко всем членам семьи с учетом индивидуальных особенностей;
– стремление каждого члена семьи к востребованности и самореализации.»

Согласен с каждым пунктом. НО. Я лично не готов рассказать, как сделать человека счастливым на всю жизнь. Как сделать так, чтобы супруг прекрасный и дети «пункцию мозга» не делали. Хотя, как сделать так, чтобы не выносили мозг – я знаю. Это как в песне: «Если у вас нету тещи – ее не отравит сосед» 

Но что-то мне подсказывает, что это мало отношения имеет к счастью – это скорее про комфорт.

Я хочу поговорить о минутах счастья. Счастья общения родителя и ребенка.

Практически все согласятся с тем, что ребенок ощущает себя счастливым в любви. Тут трудно поспорить. Будем исходить из этого утверждения. Поговорим о физиологии любви. Откуда ноги растут и где источник прорастания этого состояния.

Я сейчас как раз читаю книгу, авторы которой проводили исследования влюбленных людей. Если кратко, то всем заправляют дофамин и сератонин: нейромедиаторы, которые активно вырабатываются у  влюбленных.

Нейромедиатор, вырабатываемый в головном мозге, нередко называют гормоном счастья, удовольствия. Он выделяется во время вкусной еды, занятия любимым делом, сексом и так далее.

Гормон дофамин формирует зависимость от удовольствия, заставляет человека постоянно повторять испытанные ощущения. Кроме этого, он участвует в процессах запоминания, обучения, движения, бодрствования, сна, регуляции и выработке некоторых гормонов.

Серотонин имеет свои «зоны ответственности»:

  • Сон.
  • Аппетит.
  • Память.
  • Настроение.
  • Сексуальное желание.
  • Способность к обучению.
  • Контроль уровня свертываемости крови.
  • Влияние на естественную обезболивающую систему.
  • Функционирование сердца и сосудов, эндокринной и мышечной систем.

Сератонин вырабатывается из триптофана, который содержится в молочных продуктах. Когда я это узнал в институте, то стало понятно почему бром не очень помогал при регулярном поедании сметаны.

То, есть, дофамин – это мышление, сератонин – эмоции.

Если вы внимательно читали, то становится понятным, что не только влюбленные вырабатывают такой коктейль. Он также, хотя может и в меньшей степени, вырабатывается в тот момент, когда мы занимаемся любимым делом. 

Наш мозг ленив и консервативен. Если у него есть хороший инструмент, то он его использует по максимуму, где только можно. Этот случай – не исключение. То-есть, родитель, который занимается тем, что приносит ему удовольствие и ощущение удовлетворения, не только в эмоциональном, а и в прямом физическом смысле начинает излучать  счастье, которое считывает ребенок.

Вывод лежит на поверхности: чтобы ребенку дарить любовь – нужно заниматься любимым делом. Я уже знаю, какие последуют возражения. На практикуме второй год обсуждается эта тема: «ему не будет интересно то,  что делаю я». Многим, действительно, тяжело поверить, что ребенку будет интересно взрослое занятие.  Возможно, нет. НО! Ему однозначно будете интересны вы. «Это я сделал маму счастливой» –  думает ребёнок,- «Какой я молодец. Надо так почаще делать.» Может не думает, но в его голове начинает формироваться тот же коктейль гормонов, идентичный родительскому – формируется ощущения счастья  позитивных эмоций. Что мы даём ребёнку: удовольствие или свои переживания, страхи и неудовлетворение собой – выбирать вам.

И в заключение – интересные факты:

Психологи обнаружили, что дочери работающих матерей, идут в школу уже имея опыт самостоятельной жизни. В будущем такие дети зарабатывают в среднем на 23% больше, чем их сверстники, выросшие в семьях, где мамы не работали и всё время уделяли дому и семье.

Сыновья работающих матерей ярче проявляли тенденцию к заботе о детях и работе по дому. Исследование показало, что они проводят на 7,5 часов в неделю больше ухаживая за детьми и помогая жене по хозяйству.

Хотите дарить любовь? Занимайтесь любимым делом.  Хотите сделать счастливым ребенка? Ничего не делайте, станьте счастливыми сами. Вот так просто о сложном.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.