Капуста зреет – речь формируется
Ребенок заговорил, а значит, его раннее развитие завершилось. Так закрепилось в нашем сознании. Часто слышу от родителей, что развитие продолжается и развиваться можно и нужно всю жизнь. Это так. Но я говорю о радостном ВЫДОХЕ. Ребенок заговорил – и внутренняя пружина расслабляется. Так происходит и когда речь появляется рано, и когда вовремя, и тем более – когда этого долго ждали. Тем выразительнее выдох облегчения, чем дольше было ожидание.
Мой сын заговорил! Как и любому родителю, мне хотелось, чтобы он заговорил, я помогал и стимулировал, но не волновался. Не волновался и прекрасно понимал, что заговорит. Месяц и даже полгода не стали для меня временем мучительного ожидания. Почему так? Потому что я знаю, как формируется речь ребенка, когда закладываются базовые навыки. Произнесение слов – это только видимая, точнее слышимая часть айсберга под названием РЕЧЬ. Ему предшествует длинный путь. Есть предположение, что речь начинает развиваться внутриутробно.
- Как ребенок научается общаться?
- Связано ли произношение звуков с моторным развитием ребенка?
- Если связано, то как?
- Почему дети всего мира сначала произносят одни и те же звуки, и это не зависит от языка, на котором говорят их родители?
- Как они научаются понимать речь?
Давайте представим речь в виде капусты. Попробуем разобрать на листочки этот кочан и приготовить голубцы. Добраться до самого вкусного, того, что не используется в приготовлении голубцов, но самого-самого. Того, что меня заставляло стоять рядом с матушкой и ждать, когда тебе протянут эту сладкую, немного вязкую и резковатую на вкус кочерыжку (а попутно помогло запомнить технологию и рецепт приготовления голубцов).
Это бонус родителям. Методика ненавязчивого обучения детей готовить. Я и сейчас люблю готовить, готовлю и не знаю ни одного рецепта. Знаю только, что на финише будет кочерыжка
Речь как капуста
Такой простой кочан капусты, который мы привыкли видеть в магазинах. Один отличается от другого, как отличаются речь шофера и профессора, мужчины и женщины. Одни кочаны такие плотные, что их невозможно сжать. Это как большой словарный запас, и каждое слово наполнено смыслом. Другие – воздушные, рыхлые. Разговоров много, но все больше о пустом и в воздух.
Двигаться мы будем от сложного к простому: от момента, когда ребенок заговорил, до самого рождения. Под «заговорил» будем понимать умение разговаривать предложениями. Простыми предложениями. Возраст умышленно называть не буду.
Начнем снимать по листочку.
Лист верхний
У каждого кочана есть наружные листы. Они страдают от паразитов, немного помяты и грязны, выполняют свою функцию и всегда идут на выброс. В речи это – ругательства. Об этом не принято упоминать при обсуждении развития речи, но мы часто встречаемся в жизни с феноменом быстрого запоминания детьми смачных выражений. Это полезно понимать, так как именно способ произнесения и ответная реакция играют решающую роль в скорости «врезания» ругательств в мозг.
Мы сняли эти верхние листы и выбросили, но не забыли о причинах быстрого запоминания этих слов: эмоциональность и яркая реакция.
Ценные листы
Самое время разобрать, из чего состоит каждый капустный лист. Есть ось листа, такая мясистая часть, которая имеет сходство с кочерыжкой. Это тело. Ведь мы знаем, что в произношении большую роль играет тело – то, как мы дышим, двигаемся, жестикулируем и артикулируем. Телесное в речи занимает свое почетное место квалифицированного рабочего.
Есть у листа его красота и фактура. Это мысль и эмоциональная составляющая речи. Все это нужно иметь и уметь для коммуникации. Речь нужна для общения, для передачи знаний, мыслей, состояния и обмана. Слова врут, тело – никогда.
Нет слов, но есть общение – на определенном этапе для ребенка это является нормой. Ребенок активно общается без слов. Такое есть у касаток, дельфинов. У них свои способы и набор знаков для общения, но это не речь в человеческом понимании. Это восхищает: они общаются.
Еще раз надо сказать, что речь – это сложная функция, основной задачей которой является коммуникация посредством произнесения слов, имеющих смысл и соответствующих ситуации. Вот из чего состоят чистые верхние листы капусты. Они самые большие и сочные, и из них получаются прекрасные голубцы.
Листы гурманов
Теперь снимем еще один лист и поймем, что он не сильно отличается от предыдущих. Он меньше, тоньше. Это речь, в которой невелик словарный запас и предложения крайне просты, но всегда присутствуют мысль и коммуникация. Это чудесное время изобретения собственных слов ребенком. Например «лягувастики» – так сказал один мой знакомый ребенок, когда увидел в луже головастиков и ему объяснили, что потом из них вырастают лягушки. Ребенок наслаждается впечатлением, производимым на взрослых.
Артикуляционный аппарат и дыхание в это время еще не настолько натренированы, чтобы ребенок мог произнести длинную фразу, состоящую из нескольких предложений, «на одном дыхании». Но мы понимаем, что ребенок может больше, потому что видим, насколько сложную и длинную фразу он понимает. Если понимает и реагирует, то значит, дело за малым: говорить и говорить постоянно. Обычно в этот период детей невозможно остановить. Они говорят много и безостановочно. Когда играют – комментируют свою игру.
Снимаем следующий лист
Это уже такие листы, из которых голубцы получаются ну очень маленькие, но не менее вкусные. Ребенок произносит только отдельные слова или словосочетания, но при этом очень четко обозначает ими предметы и действия. «ПАПА, ДАЙ», «МАМА, ИДИ» Почему это так ценно? На определенном этапе ребенок произносит слоги и простые слова и видит реакцию родителей на это. И вдруг понимает, что так можно добиться большего, чем просто показывать рукой. Это маркер развития детской речи.
Ребенок повторяет за родителями названия предметов. Ребенок может произносить все или почти все звуки по отдельности, но ему еще сложно артикулировать и работать языком так, чтобы из звуков получались длинные слова. И опять главным навыком является коммуникация ребенка с родителями – основной двигатель развития детской речи в данный период. Это чтение книг, рассказывание и игры с ребенком. В такой деятельности родители много говорят и объясняют, ребенок подражает интонациям и ритму речи родителей. Тренирует постоянно свой артикуляционный аппарат. Еще очень много показывает и объясняет жестами. В определенный момент ему становится недостаточно жестов. Много предметов и действий обозначаются у ребенка похожими звуками и слогами.
Как правило, на этих этапах родителям понятно, что нужно делать для развития речи ребенка.
Листочки капусты, сделать из которых голубец – искусство
Тут все немного сложнее и не так очевидно для родителей. Ребенок еще не произносит слов, только отдельные звуки и слоги. Можно ли стимулировать развитие детской речи на этом этапе? Да, конечно.
Читать книги не так эффективно, хотя нужно (это поможет в будущем). Очень важно играть с ребенком.
– тело речи:
В играх в ванной выплевывать воду. Удерживать воду во рту с закрытыми губами. Изображать различных животных лицом. Все, что может тренировать артикуляцию, помогает развивать моторику речи.
– мысль – эмоции:
В этот период ребенок не ползает, а ходит. Происходит естественное расширение круга его интересов и возможностей. Достать с полки повыше, открыть и закрыть – все это требует большей концентрации и умения придумывать. Он научается продолжительное время удерживать внимание на одной деятельности. Очень важно давать ребенку возможность все пробовать и, соблюдая безопасность, позволять многое. Развитие концентрации внимания и скачок в психическом развитии на этом этапе являются основополагающими факторами в развитии детской речи. Ребенок – шкода.
– общение:
Ваше внимание к интересам ребенка, ваши ответные реакции дают ребенку возможность понять значимость своих действий, снова и снова повторять их, чтобы привлечь внимание родителей. На этом этапе в работу активно вступают руки. Нет, это не развитие мелкой моторики – это умение сосредотачиваться и удерживать руки долгое время в одном положении. Попробуйте сжать кулаки, и вы почувствуете, что у вас напрягутся и мышцы челюсти. Это возможность удерживать руки и удерживать рот закрытым продолжительное время.
Скидываем еще один листок и видим, что из него может получиться только ленивый голубец.
В этот период ребенок научается сидеть и ползать. Чем характерен этот этап для развития речи ребенка? Он вдруг начинает произносить БА, ПА, МА, ТЫ, ТА. Это еще не обращение к маме и папе, а спонтанные звуки. Звуки, которые получились сами собой. Как это произошло? На это прямым образом влияет моторное развитие ребенка. Ребенок сидит, и у него меняется положение головы. В позвоночнике появляется грудной изгиб (кифоз). Сидя, ребенок все чаще смотрит наверх. Он смотрит на маму и папу. Такое положение головы приводит к тому, что рот все чаще закрывается. Губы смыкаются и на выдохе вдруг появляются ПА, МА, БА. Губные звуки. Если вы играете с ребенком, то не пропустите тот момент, когда у него в первый раз получится сказать ПА и МА. Вы отреагируете, и он поймет, что это важно, что это еще более яркий инструмент для привлечения мамы и папы. Ребенок понимает, что получает значительно больше, чем если просто «шумит».
И это опять тело – мысль – общение. Ребенок узнает ценность произнесения звуков через общение. Вы не сможете удержаться и не обнять ребенка, когда он в первый раз скажет МА. Вы расскажете всем: «Он сказал МА».
Самые маленькие листочки, тонкие и мягкие
Ребенок активно засовывает игрушки в рот и таким образом сам себе делает «логопедический» массаж. И еще ребенок ползет. И тут опять звуки, вдруг получившиеся в момент его моторной активности. Когда он ползет, язык начинает упираться в десны и движется с телом ребенка. А это звуки «Т» и «Д». Не верите? Попробуйте встать на четвереньки, посмотрите вперед и почувствуйте, куда у вас встанет язык. Я пробовал. И не только сам, но и с детьми. Работает. И это ответ на вопрос, почему у детей всего мира первые звуки одинаковые. Моторно мы все развиваемся одинаково.
Разбираем кочан до основания
Это период характерен тем, что ребенок общается много, но больше телом и голосом. Это музыка. Гуление и разнообразные тональности крика, каждая из которых означает свое. В сериале «Анатомия страсти» у одной из героинь родился ребенок. Она хирург, через три месяца уже стояла в операционной, а ребенка поручила ординатору. Во время операции ординатор зашел в смотровую комнату с плачущим ребенком. «Это плач номер три – сказала мама – Он хочет есть». Так и есть. Мама знает, что означает плач ребенка: у него боли в животе, или он просит есть, или просится на руки. Она научается вместе с ребенком этому. Это общение. Полноценное общение матери и ребенка. И от того, насколько мать будет настроена на понимание и чувствование ребенка, зависит, насколько точно ребенок будет воспроизводить тональности плача. Слушайте «музыку» и смотрите на «музыканта». У ребенка есть желание, и он придумывает (т. е. думает) способ объяснить свое желание матери. В это же время ребенок научается управлять мамой и папой при помощи своего тела. Он показывает, куда хочет, а куда нет. Нужно просто не гадать, а слушать.
Но ведь еще есть и звуки в этот период. Как это получается у ребенка? «Г» и «К» возникают, когда он начинает лежать на животе. Попробуйте лечь на живот и опереться на предплечья, посмотрите вперед и вы сразу почувствуете нарастание тонуса в корне языка. А это они и есть – звуки «Г» и «К». И, конечно, из случайного в осознанное произношение «Г» и «К» переходит благодаря реакции родителей. Ребенок даже может научиться обозначать ими моменты, когда он «ходит в туалет», если родители смогли это подкрепить. Точно так же, как он уже умеет кричать в разных тональностях в зависимости от своего состояния.
Кочерыжка
Сейчас мы приближаемся к той самой кочерыжке – к самому началу формирования речи у ребенка. С момента рождения до момента, когда он научился лежать на животе и опираться на руки. Да, и здесь тоже формируется речь. Именно в этот период мама и ребенок осваивают те самые тональности криков и закрепляют их в опыте общения. От умения матери почувствовать сначала своим телом, от умения услышать зависит, как быстро это произойдет. Но произойдет точно. И это не единственное, чем на этом этапе мама может обеспечить успешное развитие речи ребенку в будущем . У ребенка есть врожденные рефлексы, которые служат в основном для обеспечения кормления, но и на работу артикуляционного аппарата они тоже влияют. Если их не включать в самом начале, то возможно, что они будут оживлены еще долгое время, и это будет тормозить развитие речи. Я говорю о поисковом и ладонно-ротовом рефлексе. Их обязательно нужно оживлять перед кормлением. Нажимать на ладошки и не сразу всовывать сосок в рот ребенку, а давать возможность ему поискать его. Кроме своих прямых функций, они участвуют в общении матери с ребенком. Обычно мама нежно разговаривает с ребенком в момент поиска им груди и радостно реагирует, когда ребенок находит сосок. Все это ребенок ощущает и через тело начинает понимать, когда мама рада, а когда напряжена и обеспокоена.
Общение начинается с первых секунд жизни ребенка. Когда он родился и закричал. Он сказал, что он дышит, а значит, живет. И в этот момент его прикладывают к груди матери, и он получает первую порцию еды. Ах, вот так это надо делать? Ясно. Запомним. Еще пуповина не перерезана, а ребенок уже первый раз в своей жизни пообщался с мамой вне ее тела.
Таким волшебным образом возникает кочерыжка.
Первый год жизни малыша - это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.
Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное".
Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.
Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.