Как выбрать логопеда / дефектолога для ребенка
Довольно частый вопрос – ребенок не хочет заниматься с логопедом. Сначала частный случай. Красочное описание типичного занятий с дефектологом от внимательной и думающей мамы с текущего практикума. К сожалению, частое. Ребенок над специалистом издевается или специалист не попал в потребности ребенка?
“Сегодня были с сыном у дефектолога, и я посмотрела на все происходящее с точки зрения уровней развития, о которых вы говорили. Дефектолог пытается чему-то учить сына, понятиям “большой-маленький”, словам, цветам, сортировке… Сын ничего не выполняет из ее заданий. Почти ничего. И у него совсем нет мотивации. А я плачу за это деньги. Например, она разбирает перед ним матрешку, и сын должен показать, где большая, а где – маленькая. А сын просто берет одну из матрешек и много раз открывает ее (откручивает) и закрывает… Игнорируя все вопросы. И как дефектолог не пыталась вытащить из него анализ размера матрешек… Он только брал каждую и открывал-закрывал…
Она ждет, что он положит фигурки животных на соответствующие картинки… А он вообще не слушает преподавателя, просто теребит в руках каждую фигурку, а когда надоест – кладет абы куда, без раздумий. И в определенный момент отшвыривает все со словами: “Все! Все! Все”. Мне пока непонятно, как компенсировать его отставание в развитии. Но явно, это надо делать через сенсомоторный уровень.”
Итак, по пунктам.
Как выбрать логопеда для ребенка? Рынок богат. Что, на мой взгляд, значит “хороший логопед, дефектолог“?
1) Если логопед приходит, раскладывает свои методички и выдергивает ребенка из его деятельности по созданию домика для собачки, игры с кастрюлями или с веревочкой, например, то смотрите, что она предлагает взамен. Если методичку, на которую ребенок не реагирует эмоционально – задумайтесь. Ребенок хорошо усваивает информацию при эмоциональном включении. И не только ребенок – мы тоже так лучше воспринимаем. Если его нет – ребенок устает и отключается.
При хорошем раскладе звуки ребенок говорить научится, но при эмоциональном включении могут опять возникнуть трудности. Т.е. в спокойной обстановке на занятиях с логопедом (если ребенок вообще согласится заниматься) ребенок научился говорить правильно. А вот когда ребенок будет заниматься чем-то своим и в игре, эмоционально включится, начнет вам на эмоциях говорить, то навык опять “слетит”.
Анастасия Платонова о занятиях логопеда с её ребенком пишет так: – “Занималась она с ним, пока Даня выделывал фортеля на шведской стенке – только так это работало.”
Любому навыку надо учится в максимально приближенных условиях к тем, в которых вы его собираетесь использовать. Речи нужно учиться в эмоционально насыщенной среде.
Мне вспоминается история, которую нам рассказывали в институте. Наш профессор по теории и методике физической культуры была консультантом в сборной страны по большому теннису. Она рассказала, как одна из спортсменок совершала много двойных ошибок на подаче. Тренировала подачу на каждой тренировке, но на игре опять ошибки. Выяснилось, что на тренировке выполняла подачу с пульсом ниже, чем у нее был на игре. Изменили методику, научилась выполнять подачу с пульсом выше и получили результат.
2) «Я работаю по методике…». Т.е. есть шаг 1, шаг 2, шаг 3 и косность. А если ребенок находится на 5 шаге, то первые 4 занятия будет скучно. Ребенок заскучает. Получается, что специалист не может подогнать методику под ребенка, а подгоняет ребенка под методику. Утрирую, но именно это называется отсутствием индивидуального подхода.
3) Спросите, почему у ребенка нет качественной речи. В чем логопед видит причину проблемы речи ребенка. Т.е, например, ребенок глотает звуки. В чем причина: дыхание не поставлено, артикуляционный аппарат плохо работает или с удержанием внимания проблема и все время торопиться «на поезд»? Как будут действовать на проблему ребенка выбранные логопедом упражнения? Как могут включиться в работу сами родители? Куда будет полезно еще походить ребенку?
И опять я обращусь к вашим комментариям. Из комментариев: “Олег, меня зовут Наташа. Я – логопед. Часто обращаются родители с молчащими детками, отправляю к прикладному кинезиологу. Что думаете?”
Что я думаю? Думаю, что вы молодец. Хочется уметь все самому, но это невозможно. Я, как кинезотерапевт, в свою очередь отправляю детей на занятия к логопеду. Очень часто нужен комплексный взгляд и работа команды.
4) Спросите, какая методика подходит именно вашему ребенку и почему логопед решил использовать ее? Как у психотерапевтов есть разные методы – телесная психотерапия, психоанализ и т.д. Есть визуалы, есть тактильные/моторные ребята, есть слухачи. Как специалист будет подбирать вашему ребенку схему работы и по каким критериям? Как будет ее адаптировать? Важный вопрос, на который хочется получить ответ. Хочется понимать, что происходит.
5) Ребенку должно быть интересно на занятиях с логопедом. Значит он будет стараться. Если ребенку скучно, то он ничего делать не захочет. Если ребенку скучно – это проблема логопеда, а не ребенка. Нормальное взаимодействие с ребенком выглядит так: “Фёдор потом вечером спрашивал, когда ещё придет дядя с ним поиграть”.
Мастер, грамотный, умный, но не нашли общего языка с ребенком. Это нормально, так бывает и не надо этого бояться. Для меня это основной фактор для нахождения своего специалиста. Чтобы говорить нужна потребность делиться своими мыслями и переживаниями, нужно доверие. Если было скучно, то и делиться нечем, не доверяю – закрываюсь. Зачем тогда вообще говорить. Я умею говорить, но не говорю о том, что мне совершенно не интересно. Дальше я буду отказываться от такого рода занятий.
P.S. Логопед или дефектолог нужен сейчас большинству детей. Я не очень понимаю разницы в этих специалистах. Та хорошая работа, что я видел – специалисты перетекали из дефектолога в логопеда и обратно. Отставание от норм советского периода тотально. Говорящие дети в 1,5 года сейчас редкость. Для меня речь это сложное соединение трех частей пазла: моторика, мышление, общение. Моторика обеспечивает желание поделиться своей мыслью. Понимание специалиста с чем работаем и определяет род занятий.
Ищите своего специалиста!
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.