Адаптация гиперактивного ребенка в саду и школе

Сказать, что пребывание “живчика” в детском коллективе – это проблема, значит не сказать ничего. Это больше похоже на выживание. Гиперактивный ребенок в школе или детском саду неудобен, требует бОльшего внимания. Система выжимает таких детей.

Ребенок постоянно сталкивается с непониманием. Его успехи не воспринимаются как системное явление. От него постоянно ожидают проблем. Это можно хорошо понять на примере спорта. Если в команде есть игрок, который ниже по уровню, чем вся команда, то это место требует постоянного внимания от всех в команде.
При первой возможности его пробуют заменить. Это забирает ресурс и не дает возможности спокойно развиваться.

В этой ситуации нет виноватых. Если встать на сторону родителей и ребенка, то возникают претензии к учителю. Если встать на сторону учителя, то он тоже прав, и есть претензии к родителям.

Это кажется замкнутым кругом. Если его не разорвать, то ничего хорошего не получится. Как разорвать этот круг? Какие есть инструменты для этого?

Гиперактивный ребенок в школе и детском саду – адаптация.

Что делать родителям:

1) Расширять зону позитивного успеха  ребенка.

Если он будет уметь то, что не умеет практически никто из его сверстников в близком окружении (одноклассников, согруппников в детском саду, соседей), это существенно повысит его статус. Причем степень успешности, например, на соревнованиях, не будет иметь определяющего значения, так как сам факт того, что ребенок занимается конным спортом, уже выделяет его «из толпы».

Представьте себе: ваш сын принес в класс гвоздь, который собственноручно выковал в настоящей кузне. Вид и эксплуатационные характеристики гвоздя наверняка никого не заинтересуют – все будут удивлены и восхищены уже тем, что человек побывал в столь интересном и для большинства загадочном месте. Так гиперактивный ребенок в школе или детском саду оказывается в центре внимания (а мы помним, что такие дети именно к этому и стремятся), не следуя принципам «синдрома Шапокляк» – «хорошими делами прославиться нельзя», а благодаря действительно полезной для его развития деятельности.

Для расширения зоны позитивного успеха и популярности ребенка я рекомендую оповестить о том, что он, например, умеет стрелять из винтовки, как можно большее количество людей. Не только ваши близкие родственники, но и практически все знакомые должны быть в курсе и в восторге. Поощрение такой публичностью очень полезно: оно мотивирует ребенка на новые начинания и свершения. Так что в интересные места, где можно заняться чем-то неординарным,стоит сходить хотя бы разово, чтобы в арсенале ребенка был некий «хваст» – «я на картинге катался/ ездил верхом/ мою лошадь зовут так-то». С точки зрения адаптации в социальных учреждениях (детсад, школа) это нужно и важно.

2) Четко формулировать задачи. Выделять главное.

Еще один существенный, на мой взгляд, момент. Очень часто родители гиперактивных детей обращаются ко мне с запросом, сформулированным в предельно общей форме. Например: «мы хотим, чтобы ребенок социализировался и в обществе вел себя подобающе».  Сам по себе термин «социализация» настолько широкого значения, что, произнося его, мы, по сути, не предоставляет никакой информации. Разумеется, у каждого из нас есть в голове некий образ поведения, приемлемого в нормальном обществе. И если человек слишком явно выбивается из коридора допустимых вариаций такого поведения, мы можем уверенно констатировать, что у него есть проблемы с социализацией. Однако у каждого проблемного ребенка присутствуют совершенно конкретные трудности в той или иной области.

Если в наличии, например, нарушения в сенсорике и сфере ощущений, то человек просто не может адекватно считывать информацию. Он совершенно не воспринимает язык тела, а ориентируется лишь на то, что ему говорят, причем оценивает все сказанное слишком буквально. Такие дети не умеют подражать, у них нет для этого нужных инструментов. А это значит, что соответствовать общепринятым нормам им очень сложно (к примеру, прилично вести себя за столом или спокойно сидеть на уроке). Поэтому коррекционному специалисту стоит точечно работать над телесностью, постепенно переводя свою работу в подходящий для определенного ребенка вид деятельности, способный расширить диапазон его возможностей.

Если у ребенка сложности в коллективе и проблемное поведение, родителям необходимо донести до педагога/воспитателя четко сформулированную задачу.  Довольно часто одной моей беседы с воспитателем было достаточно, для того чтобы малыша, с которым работать отказывались, оставляли в группе и успешно учились продуктивно с ним взаимодействовать. Дело в том, что когда обучающий специалист не видит динамики развития ребенка во вверенной ему области, он начинает осознавать это как профессиональную неудачу. А долгое время быть неуспешным в своем деле никому не хочется. Тем более что с другими-то детьми все получается, а вот с этим, проблемным, никак. Не видя результата (например, аккуратных прописей), педагог начальной школы  зачастую готов отказаться от ребенка, думая, что бессилен его чему-то научить.

Однако если такому специалисту объяснить, что на данном этапе развития именно этого ребенка для его родителей нужно и важно, чтобы он научился смирно присутствовать на уроке, не выбегая поминутно из-за парты, что сейчас никто не ждет успехов в чистописании, что необходимо лишь научить ребенка удерживать внимание сравнительно длительное время, то ситуация может в корне измениться.

Один мальчик, прекрасно умевший читать и писать, но категорически не желавший демонстрировать свои навыки, мог просидеть за партой не более 2-х минут. Учительница, разумеется, советовала поменять школу на коррекционную. После нашего с ней разговора она сосредоточилась на решении конкретной задачи – научить ребенка просто сидеть на уроке. И через год этот гиперактивный ребенок в школе прекрасно высиживал 4 урока. А там и успеваемость подтянулась.

Поэтому, пожалуйста, ставьте перед специалистами определенную задачу и подчеркивайте, что поощрять или не одобрять ребенка нужно лишь в рамках этой задачи. Тогда и воспитателю/педагогу будет легче справляться с ребенком, и ребенку – комфортнее. Если вы не обозначили приоритеты, люди делают логичный вывод, что вам нужно все и сразу. А так как все и сразу не получается, естественная реакция педагога – «я не могу работать с этим ребенком». И это не значит, что педагог и/или ваш ребенок – плохие. Просто ни один человек не готов на протяжении длительного периода ощущать свою несостоятельность.

3) Привлекать специалистов, индивидуально работающих с гиперактивными детьми, к сотрудничеству с педагогами в школе и детском саду.

Очень хорошо, когда побеседовать с воспитателем или педагогом приходят специалисты, индивидуально работающие с ребенком – тренеры, психологи, логопеды. Во-первых, это явно свидетельствует о вашей родительской включенности в развитие ребенка. То есть, вы не просто хотите оставить его в саду или школе на несколько часов и выдохнуть, а действительно прикладываете все усилия для облегчения его адаптации. Во-вторых, педагог или воспитатель становится как бы частью дружной команды, стремящейся помочь ребенку. Это тоже работает вам в благо.

Кроме того, зачастую запросы, сформулированные родителями гиперактивных детей, воспринимаются педагогами с некоторым недоверием. То есть, когда мама говорит, что ей неважны оценки, что промежуточные и итоговые контрольные как-то можно вытянуть, а вот действительно значимо и нужно – это научить ребенка просто сидеть на уроке должным образом, ей могут не поверить. А когда прихожу я и с позиции корректирующего специалиста объясняю, что именно этому ребенку необходим именно этот навык, люди относятся гораздо серьезнее и практически всегда соглашаются на сотрудничество. Так что привлекайте к разговорам с воспитателями и педагогами тех, кому вы платите деньги за индивидуальные занятия с ребенком. Настойчиво простите их выполнить эту обязанность.


Любому родителю хочется видеть своего ребенка успешным в общении, в учебе и работе, счастливым в семье. Воспитывать ребенка с чрезмерной активностью - нелегко, и не важно есть ли у него “диагноз” СДВГ или нет.

🚩 Узнать подробнее о том, как направить энергию живчика в нужное русло, об инструментах улучшения ситуации, которые может использовать любой родитель, вы можете на авторском онлайн-цикле Олега Леонкина «Активные и ГИПЕРактивные дети». Этот цикл не про диагнозы, а состояние ребенка и наработку нужных навыков для улучшения ситуации.

Обратите внимание на пакет "Живчики new", куда курс про гиперактивность входит месте с онлайн-курсом "Сенсорная интеграция. Развитие, обучение, игра", - так еще полезнее и выгоднее.


Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного

Telegram


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.