9 ½ мифов про сенсорную интеграцию

И зачем эта сенсорная интеграция вообще нужна?

Я сейчас не буду давать определение сенсорной интеграции, это тема для отдельной статьи, которая тоже будет. Скажу результат: ребенку, у которого все процессы в норме , легко учится, общаться, брать новое, играть, делать прогноз и выстраивать свои адекватные действия, игнорировать лишнее и выцеплять главное. И нет, это не про “особых детей”, эти навыки абсолютно необходимо выстраивать всем детям, каждому ребенку.

Что Леонкин имеет сказать по поводу сенсорной интеграции? Буду говорить жестко, наболело. За державу обидно, за время и деньги, что бессмысленно тратятся, ну и надо нести светлое в массы.

Достали уже со своими сенсорными комнатами, ведрами с орехами, подушками с гречкой и тестированием сенсорных нарушений.

Из отзывов: “Мы ходили, ходили на эту интеграцию, но я так и не поняла, что там происходит с ребенком и зачем ему все это?”.

Не расстраивайтесь. Никто не понимает, что там происходит.

Диагностические опросники тоже многих озадачивают. Что ими хотят определить? Я и сам не очень понимаю.

Возьму шашку в руки и развею несколько мифов относительно сенсорной интеграции. Пишу не только для профессионалов, но и для пытливых, вдумчивых родителей, которые, возможно, уже пытались разобраться в этой теме или только планируют.

Держаться нету больше сил (с).

Миф 1. Самый популярный, скорее “родительский”, чем профессиональный.

“Сенсорная интеграция - это какая-то особенная методика для “особенных” детей.”

НЕТ, это неверно. Сенсорная интеграция - это вся наша жизнь. Это умение мозга анализировать любую полученную информацию и на основе этого анализа и полученного ранее опыта выстраивать прогноз. Главной задачей сенсорной интеграции является автоматизация нашей деятельности.

Взрослый человек спокойно слушает докладчика, конспектирует, понимает смысл. Ни один ребенок первого класса этого сделать не может. Он либо слушает, либо пишет.

Многозадачность - основой продукт сенсорной интеграции. Этот навык нужен всем, не только “особенным” детям, правда?

Миф 2. “Чем больше сенсорных систем включено в единицу времени, тем лучше происходит сенсорная интеграция.”

НЕТ, это заблуждение. По факту все ровно наоборот: чем меньше систем включено, тем быстрее происходит интеграция. И адекватнее. Мы получаем массу незначимой информации и ее нужно уметь игнорировать, а не воспринимать в еще большем количестве. Игнорировать “ненужное” - это вторая важная задача сенсорной интеграции.

Миф 3. Поковыряться в песке, попрыгать в “сухом” бассейне и побегать между разноцветными тряпочками – это сенсорная интеграция.

НЕТ, специальных “гаджетов”, с помощью которых отрабатывается умение ощущать не существует, это маркетинг. А само ощущение ради ощущения - это сенсорный онанизм. Полный абсурд и к интеграции не имеет никакого отношения. Скорее к медитации. То, что изначально было предназначено для отдыха раскрутили для использования в “коррекционных” целях и в садах, детских комнатах и центрах. Безумные деньги с минимумом пользы.

Нет никаких специальных средств для этого, специальных пространств и особенных методик. Хотя тут я оговорюсь, есть методики и технологии, но они не называются сенсорной интеграцией и существуют тысячи лет.

Для людей, которые придумали это продавать наполнение сенсорных комнат, должен быть приготовлен отдельный котёл в аду с пластмассовыми шариками. Но даже он не поможет им отмолить все грехи.

Миф 4. Когда “специалист” обещает “включить сенсорную интеграцию в ежедневную деятельность”.

Тут даже комментировать нечего. Я бы хотел посмотреть каким волшебным образом у авторов таких обещаний получится ВЫключить сенсорную интеграцию из жизни хотя на пару минут. Это действительно было бы достойно внимания. Если отключение произошло, то скорее всего вы проверяете сенсорные системы у трупа.

Сама постановка вопроса, извините, совершенная глупость.  Люди, которые так пишут, безграмотны.

Миф 5. “Все беды от гипер- или гипочувствительности”.

Начнем с того, что так бывает. Больше скажу: у каждого из нас и по нескольку раз в день. Бывает, что мы порезались, поцарапались, но совершенно не знаем когда. В другой раз не слышали громкого обращения к нам, а потом слышим шепот в соседней комнате. Многих укачивает в машине на пассажирском кресле, но не укачивает за рулем. Почему? Мы безнадежно все больны по такой логике? Мы все сломались и стали одновременно гипер- и гипочувствительны? Я предлагаю и родителям, и специалистам задаваться такими вопросами. 

Именно это часто видно по опросникам, которые раздают родителям: у одного ребенка одновременно гипо- и гиперчувствительность одной сенсорной системы, например тактильной. Предлагают коррекцию. Что корректировать будем?

Миф 6. “Задача сенсорной интеграции - разбудить “спящие”, застывшие по разным причинам органы и действия, наладить “проседающую” функцию.

Не совсем согласен. Одна из главных задач сенсорной интеграции - научиться игнорировать ощущения. 

Миф 7. “Существуют специально-обученные специалисты, которые занимаются коррекцией сенсорных систем  - “сенсорно-интегративные терапевты”. 

Конечно, есть специалисты, занимающиеся коррекцией сенсорных систем, только они называются, например, офтальмологом или нейрохирургом. Чаще коррекция происходит оперативным путем. Сенсорно-интегративный терапевт - это выдумка. Хотя и тут есть подготовленные специалисты с высшим образованием, которые занимаются автоматизацией и обучению новым навыкам. Это тренеры, музыканты, учителя. Но они, по странному стечению обстоятельств, так себя не называют. 

Миф 8 или “серпом” по самым нежным моим местам. Вы часто можете услышать, что сенсорная интеграция – техника, пришедшая из-за рубежа”. 

Неправда! Название методики, бренд зарубежный, а исследование сенсорных систем и их значимости проводилось в начале 20 века Анохиным, Рубенштейном, Лурия и иже с ними. Они просто не занимались брендингом мероприятия, а занимались наукой – исследовали особенности работы мозга. Они ученые, им не нужны были модные названия и бренды. Они за идею.

Когда говорят, что сенсорные системы - это что-то новенькое, меня коробит. Читайте классиков.

Миф 9. Находя ограничения, “узкие места” работы сенсорных систем, мы можем расширить возможности ребенка. Снять ограничения, - и будет счастье.

Это так не работает. Я 25 лет работаю с детьми и первые 15 лет я пробовал этот миф на вкус. Ничего не получается. 

И НАКОНЕЦ, ГЛАВНЫЙ МИФ, но не о сенсорной интеграции. Он заключается в том, что Леонкин суров. Это совершенная неправда. Я терпелив и часто даю шанс. Весь этот бред о сенсорной интеграции я слышу уже лет 15, полный надежд, что люди начнут анализировать свои действия и сопоставлять факты. Пользоваться той самой сенсорной интеграцией, о которой мы с вами говорим. 


Хотите расставить точки над «i» в теме сенсорной интеграции? 

Приходите на новый мини-курс Олега Леонкина “Сенсорная интеграция. Развитие, обучение, игра”. Для профессионалов и увлеченных родителей. 

🔶 3 онлайн-лекции в записи.
🔶 Дополнительные материалы для самостоятельного изучения.
🔶 Тестовое задание по итогам курса.
🔶 Участие в закрытой группе с обратной связью.

Интересно и полезно будет воспитателям, педагогам дошкольного и младшего школьного возраста, коррекционным педагогам, специалистам, работающим с «особыми» детьми, руководителям кружков и секций, тренерам, а также мамам и папам, которые хотят понимать больше о развитии своего ребенка. 

С 7 по 14 июня курс принимает участие в акции "Продукт недели" и идет со скидкой 45% и 2 полезными подарками: видео-бонус "Я молодец! Мотивация ребенка на достижения" и видео-бонус "Онлайн образование: от «говорящей головы» в реальные знания"

Обратите внимание на пакет "Гармоничное развитие", включающий курс "Сенсорная интеграция" и "Естественное развитие ребенка" - лучшее предложение для родителей и специалистов, работающих с детьми!


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.