6 вредных мифов о детской речи

Почему я решил поговорить про мифы о детской речи, а, скажем, не о древнегреческих мифах? Причины две. 

Первая. Я не историк и не филолог, но я точно уверен в том, что древнегреческие мифы приносят большую пользу,  чем вред.

Вторая. Этого нельзя сказать про мифы о детской речи. Они направляют родителей на ложный путь: заставляют их тратить лишние силы, время и нервы, а в некоторых случаях терять надежду и даже обижать ребенка. 

Я 25 лет работаю детским реабилитологом, постоянно провожу консультации для детей с задержкой речи и речевыми особенностями, очные встречи, семинары, курсы по речевому развитию, у меня личный опыт отца 5-х детей, в общем, мне есть, что сказать. 

Итак, ТОП-6 популярных мифов о детской речи.

1.Чтобы ребенок быстрее заговорил нужно перестать его понимать.

Это даже не миф - это прямое нанесение ущерба. Более вредную рекомендацию для стимуляции детской речи трудно себе представить.

Вы понимали своего ребёнка с полу-жеста, полузвука. Ребенок обращался к вам, просил поддержки и получал ее. Он точно осознает ценность общения. Ему трудно говорить. Это может происходить по множеству причин, но точно не из вредности.

И вдруг вы перестаете его понимать. Это шок для ребёнка, он не понимает почему, что он сделал не так, и чаще всего это приводит не к попыткам начать говорить, а к отказу от общения и истерикам.

У ребёнка возникает потребность говорить, когда возможность объяснить свои желания жестами исчерпана. Нужно не переставать понимать ребёнка, а расширять его интересы и потребности. Тогда естественным образом у него закончится арсенал жестов, он не сумеет объяснить, что хочет пойти на улице к тому дереву, на котором вчера увидел жучка.

В первом случае мы обижаем ребёнка, а во втором продолжаем поддерживать. Это не противоречие - это разница в подходе: не перестать понимать, а расширить потребности, мы стараемся его понять, но это не получается. Вот это стимулирует детскую речь. Это всегда эмоции, это сложно, но родители понимают причину: дело не во вредности, а в том, что ребенок умнеет и расширяет свой потенциал. Разница огромная, как между наказанием и поддержкой. 

2.Если у ребенка проблемы с речью, ему поможет логопед-дефектолог. 

Миф! Речь не сводится исключительно к моторике языка и произношению звуков. Я уже много раз говорил и писал о том, что речь - это сложная функция, и произношение звуков - является хоть и важной, но только одной из ее составляющих. 

Сложно себе представить, например, как будет разговаривать ребёнок, который не умеет удерживать внимание дольше нескольких секунд? Зачем ему красиво произносить звуки, если он переключается на другое занятие, не успевая выразить свою мысль? 

В ряде случаев, когда «узкое место» у ребёнка именно в произношении звуков, а по остальным составляющим речи все хорошо, хороший логопед действительно будет очень полезен. Даже очень полезен и нужен. Но сначала нужно диагностировать причину, а затем определяться со специалистом, который сможет помочь ребенку.

3.Мелкая моторика развивает речь. 

Миф, причем очень хорошо раскрученный и активно используемый в маркетинговых целях различными “развивающими” детскими центрами. 

Приведу мой любимый пример, который показывает, что не все так очевидно. 

Давайте пойдем “от противного” и предположим, что это правда. Почему тогда у профессора МГУ, руки которого растут из ж..пы известного места, речь более красивая и сложная, чем у резчика по дереву, моторика которого в разы лучше и точнее? Что- то тут не складывается. Где правда? Она точно прошла то место, в котором соединили мелкую моторику и речь. 

4.Если ребенок хорошо и много говорит в 1.5-2 года, это заслуга родителей, которые с ним занимались.

Эта, с первого взгляда, невинная фраза, только отчасти отражает действительность. В большинстве случаев влечет за собой чувства вины у родителей, ребенок которых старше 1.5 лет и он плохо говорит или не говорит вообще. 

По моему опыту я могу вам сказать, что:

  1. действительно есть дети, которые в этом возрасте говорят, и с ними занимались;
  2. есть дети, которые не говорят, и с ними, представляете, тоже занимались;
  3. более того, есть дети, с которыми прицельно не занимались развитием речи, а они говорят.

Я могу сказать, что случаются ситуации, когда родители думают, что развивают речь ребенка, а на самом деле, они пытаются довести до совершенства лишь одну из составляющих речевой функции, забывая о других, вспомните ту же мелкую моторику из примера выше.

Мы любим искать виноватых. Только вот прямой связи между началом речи у ребенка и ответственностью / безответственностью родителей нет. А вот то, что мама и/или папа могут разобраться в предмете и поддержать ребенка в случае возникновения сложностей, как никто другой, это абсолютная правда. Хотелось бы, чтобы родители сфокусировались на этом и уходили от бессмысленного самобичевания.

5.Если ребенок не заговорил в 3 года, значит у него задержка в психическом развитии.

Это миф, правда состоит в том, что речь и мышление на самом деле связаны, но отсутствие одного не означает отставание в другом. Таких примеров масса. В моей практике мне встречались люди с ДЦП, у которых речь была очень простой, и причиной были серьёзные моторные нарушения, но какие стихи они писали на компьютере. Их внутренний мир был намного глубже и сложнее, чем могло показаться во время разговора. Видел детей, у которых не было проблем с речью. Они произносили сложные вещи, но складывалось ощущение, что заученно, не до конца понимая смысл сказанного.

6.Нормы формирования речи: 10 простых слов в год, активный словарь из 300 слов к двум годам, и, наконец, 1000 слов к трем годам.

Эти “нормы” гуляют по интернету, видоизменяются, но суть остается той же: “Ребенок ДОЛЖЕН говорить столько-то слов в таком-то возрасте”. 

Мне всегда было любопытно, каким образом можно подсчитать, что активный словарь ребенка составляет 300 слов? Технически я понимаю как, но кто это делал со своими детьми не на глазок? А однокоренные слова считаются? А омонимы? На этапе формирования речи часто бывает, что ребенок произносит многие слова так, что родители понимают, а остальные нет, их считать или нет? 

Приведу яркий, зато наглядный пример, из жизни. Моя знакомая в далеком советском прошлом от института была направлена на овощебазу перебирать картошку. Им определили фронт работы, но не сказали, что в один контейнер нужно наполнять до половины. Пришёл завскладом («а теперь мы послушаем начальника транспортного цеха...») и в трёх словах все объяснил или в одном, вы уж извините: - «Нах-я дох-я наху-чили?- спросил он их. Это три слова или одно? 

Я не противник того, чтобы держать руку на пульсе и следить за развитием речи ребенка. Наоборот. Я просто не вижу смысла в нормах, которые ничего не показывают. Мы все время сталкиваемся с ситуациями, когда для одной среды  некоторый объем и сложность речи норма, а для другой он может быть оценен, как задержка. 

Например, одним из важных параметров является понимание речи ребенком: сложные фразы, синонимы и так далее. В предложенной схеме это никак не оценивается. А главное, что делать, если родителям все же удалось подсчитать количество слов и ребенок “отстает”? К какому именно специалисту обратиться.

И все же я смог извлечь пользу от этих мифов. Они вдохновили меня на создание диагностической карты речевого развития ребенка для родителей. Это очень простая карта, для заполнения которой не нужно обладать специальными знаниями и навыками. И она при этом помогает сразу определить проблемную зону и понять каким образом можно помочь ребёнку именно в данный момент. 

На курсе «Речь и проблемы речи: откуда ноги растут», я даю родителям диагностическую карту речевого развития и инструкции по ее заполнению. Объясняю на что важно обратить внимание и что делать в результатами диагностики. 

Программа обновленного курса составлена с учетом ситуации с ношением масок, онлайн-обучением и прочих реалий нашего непростого времени. 


❓ Вы уже столкнулись с задержкой развития речи или проблемами речи. Вас беспокоит, что ребенок не говорит совсем, говорит меньше или хуже сверстников, отстает от «нормы».

❓ Вы только начинаете приглядываться к специалистам и методикам. Вам важно понять алгоритм действий, который будет лучшим именно для вашего ребенка и комфортен всей семье.

❓ Вы устали бегать по специалистам и лавировать в противоречивых рекомендациях. Вам сложно выбрать конкретный способ помощи ребенку.

❓ Ваш ребенок сопротивляется вам и специалистам, он устал от ваших усилий «ему помочь». Вам нужно найти новый подход, чтобы обойти сопротивление.

Речь - это сложная функция, для формирования которой ребенку нужно овладеть множеством навыков. Об этом я подробно рассказываю на онлайн-практикуме “Речь и проблемы речи: откуда ноги растут”.

На практикуме вы:

🔸Составите диагностическую карту, чтобы понять, что именно "тормозит" формирование речи вашего ребенка.

🔸Узнаете, какие алгоритмы действий подобрать в вашем конкретном случае.

🔸Разберетесь, когда нужен специалист (логопед и т.д.), а когда он бесполезен.

🔸Поймете, что могут сделать родители самостоятельно и как важно уметь ждать и не экзаменовать ребенка.

4 обучающих вебинара + практические домашние задания + 3 онлайн-сессии "вопрос-ответ", где вы сможете задать интересующий вас вопрос и получить ответ.

Этой осенью онлайн-практикум по речи будет полностью "живым": можно будет задавать вопросы и на вебинарах и на сессиях вопрос-ответ.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.