Вопросы обо мне

Я – Олег Леонкин, детский реабилитолог, кинезотерапевт, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу. На этой странице вы найдете ответы на вопросы, которые задают мне родители и специалисты, работающие с детьми, о моей практике.

Олег Николаевич, когда вы впервые задумались о том, что устоявшаяся система раннего развития детей несовершенна и нуждается в доработке? Чем ваша программа отличается от той (тех), которые обычно используются?

Я не считаю, что устоявшаяся система  несовершенна, более того – я на нее опираюсь. Основной проблемой устоявшейся системы является ее раздробленность. Отдельно моторная сфера, отдельно психологическое развитие ребенка, отдельно физиология и т. д. Стали более глубоко изучать каждое из направлений и получились специализации. Я не могу делить ребенка.  Именно из этого моего внутреннего состояния и стала получаться система. 

Я эксперт в своей области и на протяжении моей работы всегда отмечал, как то, что я делаю с телом, вдруг отражалось на поведении,  вдруг улучшались результаты в школе. Я знал, что все связано, но теперь стал понимать как. Многое могу объяснить, многое еще предстоит осознать. Я так подробно разобрал последовательность моторного развития, по кирпичикам, что сейчас нахожу нестыковку и могу сказать, как она отражается на эмоциональной сфере, психической сфере, коммуникативной сфере.

Сейчас моя работа похожа на исследование большого витражного окна: вот не играет, и я нахожу то стеклышко или то сочетание, которое не работает, и вношу изменения только там. И ситуация меняется. Родители говорят – “чудо, волшебство”. Другие удивляются, как, оказывается, мало надо ребенку.  И не волшебство. И не мало надо. Я не ломаю дом, который строил ребенок, а вношу небольшие изменения. Очень часто дети сами это делают, но с большими затратами. Всегда это зона, где ребенок спотыкается. Как только я убираю этот бордюр – ребенок стартует.

Расскажите поподробнее о своей системе. Если можно, укажите источники, где об этом можно почитать, чтобы разобраться.

Моя система не завязана на жесткой последовательности развития, она сосредоточена на функциональной готовности ребенка для освоения им определенного навыка. Реабилитолог работает на стыке трех наук – медицинской, педагогической и социальной.

Источники: Бернштейн, Лурия, учебник по физиологии сенсорных систем – классическая наука.

Суть моей системы заключается не в споре и отрицании всего предыдущего опыта, а, наоборот, в соединении исследований и разработок из различных сфер.  В развитии важно быть готовым в следующему шагу. То, какой это будет шаг, зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

В самом начале жизни вариантов развития или совсем нет, или вариативность очень низкая. Но при взрослении вариантов становится больше. Вот тут и возникает конфликт между потребностями ребенка и описанной последовательностью. Мы все хорошо знаем, что этапы моторного развития ребенка важны, и они во многом определяют успешность ребенка в дальнейшей жизни, но так ли важно соблюсти эту последовательность? На своем опыте я понял, что нет. Есть определенный набор навыков, которые ребенок приобретает в моменты своего развития, и для многих специалистов они становятся тупиком. Они пытаются научить ребенка этим навыкам именно в той последовательности, которая задана. Но есть множество факторов, которые не дают возможности ребенку двигаться в заданной последовательности. Для меня соблюдение последовательности – не цель.

Я разобрал все этапы развития ребенка на составные и понимаю, что для того чтобы ребенок научился делать «ЭТО», ему нужно обладать набором умений, которые естественным образом дают возможность овладеть ребенку определенным навыком. Это когда все «по плану». Но есть еще и эмоциональная составляющая в развитии ребенка. Ребенок, например, может по некоторым причинам совершенно не любить лежать на животе. А это очень важный этап в развитии ребенка, он обеспечивает дальнейший рост.

Я знаю, как наработать те навыки, которые ребенок обретает, лежа на животе, и при этом не лежать часами в таком положении. А потом ребенок или вдруг перестает испытывать дискомфорт в этом положении, или переходит в него позже, когда уже научается ползать на четвереньках. Но приобрести навыки нужно обязательно, так как они в последствии обеспечивают ползание и очень влияют на формирование речи. Надо просто знать, что нужно ребенку, и дать это.

Я не заставляю его испытывать его дискомфорт и не блокирую дальнейшее развитии. Именно понимание и знание опорных точек и их сочетаний дает возможность в рамках системы выстроить индивидуальную программу ребенку и не ломать его, а, сохраняя его индивидуальность, дать возможность ему развиваться и быть успешным.

С детьми какого возраста вы работаете? Почему?

Любого, потому что моя система это позволяет делать. Основа формирования навыков закладывается в раннем возрасте и в старшем возрасте работает по тем же самым принципам.

Какие задачи вы перед собой ставите, какие проблемы решаете в своей врачебной и консультационной деятельности? Как проходят ваши встречи с клиентами? В каких направлениях и формах вы работаете?

Задачи, которые я перед собой ставлю, максимальны. Я так научился работать, когда работал с детьми с особенностями в развитии. Я тогда понял, что всегда нужно задирать планку, и это дает возможность перешагнуть массу преград. Так и сейчас в своей работе – всегда на максимум.

Для меня диагностика – это взгляд в будущее. Определить проблему или трудность – это обязательный этап в диагностике, но это не цель, с этого она только начинается. Дальше идет трансляция: к чему это может привести или уже привело. Как та или иная трудность отразится на дальнейшей жизни ребенка.

Потом – определение сильных сторон ребенка, на которые будем опираться в работе, и вперед. Я, конечно, уточняю у родителей их запрос, но после часового общения он очень сильно изменяется. Поэтому можно сказать, что запрос мы формируем вместе. Я люблю ездить по домам, так как это дает возможность оценить больше факторов, которые влияют на ребенка. Прошу приезжать на консультацию всей семьей, с сестрами и братьями. Для меня очень важно оценить ребенка внутри семьи.

Совсем недавно пришла семья с проблемой повышенного тонуса у ребенка 4 месяцев. И действительно: ребенок напряжен и немного скован. Но при осмотре не покидало ощущение засады. И она нашлась. Я увидел ребенка на руках у старшего брата, а сестра в этот момент ему давала игрушку. Он вдруг расслабился и стал мягким.

Дети очень активны, и у маленького уже сложилась привычка быть на стреме, даже на руках у мамы. Нужно быть в готовности, пока брат с сестрой “на свободе”. А в ситуации, когда он успевает контролировать их обоих, ребенок расслабляется и становится собой. Вот вам и повышенный тонус. И тогда, естественно, меняются мои рекомендации.

Самое важное – сделать так, чтобы ребенок сам справился со своей трудностью. Не за него сделать, а создать условия, чтобы САМ.

Что вы считаете самым важным и самым интересным в своей деятельности? С какими необычными ситуациями вам приходилось сталкиваться? Были ли в вашей практике случаи, после которых вы серьёзно пересмотрели свои научные взгляды?

Самым интересное и непостижимое в моей работе – как это получается с такой скоростью развиваться у маленьких детей. Это действительно космос. Поражает вселенская мудрость грудных детей. Они часто сами показывают, что с ними нужно делать, только послушать надо.

В моей практике столько было необычных ситуаций, что я перестал на них реагировать как на необычные. Я долгое время работал с детьми с особенностями в развитии. Там каждый ребенок – необычная ситуация.

Сейчас могу только повториться: самое необычное – это скорость, с которой дети до года развиваются.

Чем вы занимаетесь именно сейчас, на чём сосредоточены ваши силы? Какие проекты будут реализованы в ближайшее время? Расскажите немного об этих проектах.

Сейчас я работаю с новорожденными детьми и над описанием системы популярным языком для родителей.

Почему люблю малышей?  Я верю, что их ресурсы безграничны. Это ощущение было всегда во мне. Я уже много лет работал с детьми-инвалидами, как матушка рассказала мне мою историю. Я всегда думал, почему при возможности выбирать работу после института я выбрал именно центр по реабилитации детей-инвалидов. И тут ответ был получен.

Матушка рассказала, как в год с небольшим я был в санатории (это было советское время, и родители обязаны были работать, меня устроили в санаторий). Оттуда я вернулся не ходячим. Заболел воспалением легких, лечили, что дальше – история умалчивает. Но в результате лежащий ребенок. Клиники, исследования, процедуры. Год лежал.

Через год я встал в кроватке и вскоре снова пошел. Мать выкинула медкарту и никому не рассказывала. Тут вспоминается планка, которую мы ставим. Передо мной поставили высокую. В моей истории есть бальные танцы и победы на конкурсах, биатлон, лыжи на серьезном уровне.

Вот только мой учитель и самый лучший диагност-невролог, с которым я когда-либо общался, сразу определил проблему и описал мне ее. Даже бальные танцы и спорт не могли всего стереть. Но ресурсы маленьких детей действительно безграничны. Может быть, моя абсолютная вера в это родилась в моем прошлом?

Проекты: лекции и вебинары для родителей. Почему для родителей? Квалификация специалистов низкая. Родители должны понимать, чем они рискуют и на что соглашаются. Это самые замотивированные люди. Многое из того, чему я обучаю, могут сделать родители без участия специалистов.

Стандартный вопрос о планах на будущее: краткосрочные и долгосрочные планы? Новые проекты, мероприятия, публикации?

В краткосрочной перспективе в планах стоит описание моей системы. Изложение ее принципов на простом и доступном языке для родителей. Основная задача для меня в этой работе – создание пособия для родителей, с помощью которого они могут самостоятельно понимать, на каком этапе развития находится их ребенок и как с ним нужно играть в данный момент.

Для реализации этого направления будут проводиться вебинары и семинары для родителей. Планируется организация курса обучения специалистов в рамках моей системы.

В долгосрочной перспективе – выпуск развивающего коврика для самых маленьких. Этот коврик составлен и продуман с учетом возрастных потребностей детей до года.  Подбор игрушек, которые не просто красивы и шумны, а на самом деле развивают и обогащают ребенка.