Мой подход

МОЙ ПОДХОД – РАССМАТРИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛОСТНО, А НЕ В ВИДЕ СИМПТОМОВ

Это системный подход, который я использую в своей работе. Для меня очень важно отметить, что это мировоззрение.
Внутренняя потребность рассматривать человека целостно, а не воспринимать его как носителя различных симптомов, постоянно двигала меня вперед. Еще когда я учился в институте (институт физической культуры, кафедра реабилитации), меня поражало, что в методике по подготовке спортсмена обучали учитывать массу факторов, рассказывали, как важно для достижения результата учитывать не только функциональную готовность, но и психологическое состояние, наличие мотивации, даже воду, которую пьет спортсмен. Я внутренне ощущал правильность такого подхода.

А вот когда меня обучали моей профессии, то мне рассказывали, как справиться с тонусом, восстановить мышечный корсет и подвижность суставов после перелома, какие упражнения выполнять после инсульта. Все сводилось к тому, что меня обучали работать не с человеком, а с болезнью. Меня совершенно не устраивал такой подход, так как я понимал, что на состояние человека и его возможности влияет внешняя среда: атмосферное давление, как поспал, что съел, отношения в семье и т. д. Не учитывая всего этого, я не могу достоверно прогнозировать, как влияет на человека нагрузка, которую я ему дал. Не на мышцу, с которой я работал, а на общее состояние человека, его успешность и работоспособность.

Я искал, обучался и нашел способ, который назвал “функциональный подход”. Я понимал, что такой стиль работы требует от меня не только знаний, связанных с моей специализацией – физиологии, анатомии, биомеханики. Необходимы знания в психологии, логопедии, педагогике и даже знания требований дошкольных учреждений и школ.

ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ? ВСЯ НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО НАБОР ФУНКЦИЙ.

Эти функции мы используем для решения определенных задач: умение двигаться, общаться, смотреть и т. д. Они обеспечивают качество нашей жизни. Невозможность воспроизвести функцию приводит к ограничениям.

Пример: человек сломал руку и не может ее сгибать (это функция сгибания руки), что в быту приводит к очень ощутимым ограничениям, которые влекут за собой не только изменения в повседневной жизни, но иприводят к психологическому напряжению, повышенному утомлению, так как приходится отказываться от привычных действий.

В данном примере причина очевидна. А что делать, если причина невозможности воспроизведения функции не очевидна? В этом случае необходимо четко знать, какими навыками необходимо обладать ребенку для овладения данной функцией. И тут работает основной педагогический принцип «от простого – к сложному».

Пример: ребенок не может научиться ползать. Можно долго ставить ребенка на четвереньки и учить его переставлять руки и ноги. Он научится. А можно определить, какими навыками ребенок не овладел, наличие которых обеспечивает ползание, и сначала наработать их (базовые навыки – простые), что даст ему возможность самостоятельно научиться ползать (сложный навык на этом этапе развития).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИЕ НАВЫКИ НЕОБХОДИМО НАРАБАТЫВАТЬ?

Это уже диагностические принципы в функциональном подходе. Для того чтобы определить причины, необходимо детально знать последовательность приобретения навыков ребенком – онтогенез развития. Это относится не только к моторному развитию, но и к этапам развития сенсорных систем, психологического развития, речевого развития и т. д. Также необходимо умение делить функцию на составные части.

Пример: Задержка речевого развития. Речь для меня – это функция, которая обеспечивается тремя основными навыками: навыком управления речевым аппаратом (моторная составляющая), возможностью мыслить (психическая составляющая) и способностью поддерживать коммуникацию. Речь – это психомоторная функция, реализующая потребность в общении. Потребность в общении в данном случае – это мотивирующая составляющая, тесно связанная с эмоциональным статусом. Каждая из составляющих также обеспечивается определенными умениями. Это дробление происходит до тех пор, пока не определим основную причину или совокупность причин, блокирующих развитие речи.

Из вышесказанного следует, что функциональный подход основан на проработке определенных навыков, которые обеспечивают дальнейшее самостоятельное развитие.

ЦЕЛЬ – НЕ ДРЕССИРОВАТЬ РЕБЕНКА, А ВЫРАБОТАТЬ РЕСУРС СПРАВИТЬСЯ С ПРИОБРЕТЕННОЙ ТРУДНОСТЬЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Для успешного применения нужны три составляющие: знания, диагностические навыки и инструментарий специалиста. В такой работе нет ограничений ни по возрасту, ни по диагнозу, ни по профилю специалиста, который работает с пациентом. Это универсальный инструмент, ограничения которого обусловлены возможностями конкретного специалиста и объективными ограничениями человека (ампутация конечности, например). Он обеспечивает возможность одновременной работы нескольких специалистов различных профилей с одним человеком для обеспечения быстрой и устойчивой динамики. В такой системе работать сложно и интересно, есть возможность применения новых знаний из любой сферы, она не ограничена рамками отдельной методики:)

PS: для тех, кто спрашивает: “Как ты это делаешь и где волшебная кнопка, что ты нажал?”, выкладываю количество факторов, которые я анализирую на консультации 

Мышечный тонус- повыше или понижен
- симметричен или нет
- статика и динамика, как проявляют себя тонические отношения в разных ситуациях
-изменение тонуса на нагрузку
Синкинезии- синкинезия замещения
синкинезия подкрепления
- оцениваю топику (какие отделы включаются и на каком уровне)
- реакция на увеличение темпа
Приспособление- на уровне рефлекторного обеспечения (изменение тонических отношений)
- на уровне моторики и сенсорики
- на уровне эмоций
- на уровне психических функций
- вистибуло-моторные реакции
- защитные реакции
Объем зрительного пространства- оценка глазодвигательных реакций
- оценка активного зрительного пространства по уровням
- оценка объема зрительного пространства при двигательной активности (увеличение-уменьшение объема; скорость движения)
Объем моторного пространства- пассивный объем
- активный объем
- соответствие моторного пространства и моторных навыков объему зрительного пространства
- реакция на увеличение темпа
- статические отношения
- динамические отношения
- стато-динамические отношения
- работа в разных пространственных уровнях
Время удержания внимания- телесного внимания
- сенсорного
- эмоционального включения
- способы выключения
- через какие механизмы происходит повторное включение
Поведение в «покое»- поведение ребенка и его эмоциональные реакции в привычной среде (сбор информации от родителей)
- активность (гиперактивность)
- способы коммуникации
- интересы и мотивирующие факторы
- сам/ не сам (просит помощи до собственной активности и проб или сразу делает); это говорит о закрепленных поведенческих стереотипах.
Скорость утомления- оценка времени
Асимметрии- на уровне тела
- на уровне сенсорных проявлений
- на уровне рефлексов
- на уровне эмоциональных реакций
- на уровне психических реакций
Эмоциональный статус- поведение ребенка и его эмоциональные реакции в привычной среде (сбор информации от родителей)
- эмоциональные реакции на мои предложения
- влияние эмоций на моторику
- эмоциональные реакции на фоне утомления
- адекватность эмоционального статуса (латентность, спектр)
- соответствие эмоционального фона и тонических особенностей
Вегетативные реакции- гиперемия, бледность,  реакция на массаж
- пот
- пульс
- дыхание
- время приспособления к нагрузке и к изменениям

*факторы оценки для маленьких детей с рождения до 1,5 лет