Спиннеры и детский аутизм

Вокруг этого простого устройства не умолкают споры о его вредном влиянии на психику ребенка. Учитывая мое прошлое, меня несколько раз просили написать про спиннеры.

Один из примеров негативного отзыва:
“Смотрю я на детей и подростков со спиннерами и мои глаза видят картинку, а мозг – воспоминания с работы, как девочка или мальчик крутит что-то около глаза и совершенно категорически отказывается от всего остального в мире.
Мы тут пытаемся вылечить аутизм – генетику изучаем, поведенческий анализ, коммуникативные циклы считаем, подбираем диеты…
А нафига, если есть спиннеры и их можно купить где угодно и их добровольно покупают люди. И…играют? нда, играют в аутостимуляцию.
В очень страшную игру.
Все претензии не лично к спиннерам, а к выбору траты времени жизни.”

Вкратце: я не понимаю ажиотажа. Не могу присоединиться ни к противникам, ни к поклонникам.
Я не согласен с версией связи между аутизмом и спиннером. При этом всегда есть но.

Из моей практики: семья, поезд, лето, приступ.

Поехали с мамой в поезде: мельтешение за окном, душно, верхняя полка. Случился первый (все делаем, чтобы это был последний) эпи приступ. Можно ли сказать, что поездка в поезде вызывает приступ? Для этого ребёнка да. Для каждого человека – нет.

Спиннер может провоцировать аутичные реакции у детей, которые предрасположены к таким реакциям. И дело не в спиннере.

Мой сын Матвей выкинул его через два дня, а уже в первый день начал пробовать ставить его на карандаш и искал новые способы, баланс и издевался над ним, проявлял всю свою изобретательность . На второй день закинул его в ванну, залил пеной и смотрел, как он крутится в пене. Крутился хреново. После этого он и “погиб” не своей смертью.

Участники практикума "Секреты детства", текущего и прошлых. Помните уровни человека, о которых говорили?

Спиннер может провоцировать стимуляции, но только в том случае, когда человек на него просто смотрит и погружается… насыщает один уровень. Но если в игру со спиннером добавляется изобретение новых способов его использования, соединения с прошлым опытом – это мышление (4-ый уровень: психический), пробы, ошибки и коррекция ошибок (2-ой уровень: сенсо-моторный). Получилось, поделился и похвастался своими успехами, дождался реакции (3-ий уровень: эмоциональный).

Если использовать спиннер, как инструмент приобретения нового опыта, то от него не больше риска, чем от музыки, которую включает человек в метро, чтобы никого не видеть и не слышать, использует её, как шумовую завесу, защищая себя от внешнего мира. У другого же возникает желание выбежать из метро и позвонить жене: «Я вдруг почувствовал, как тебя люблю». Не больше риска, чем от интернета или телевизора. Важно не что, а как и для чего.

Нет магии в предметах – магия внутри нас.

Простимулировать сидеть неподвижно десятимесячного брата – искусство общения. Только «живой» человек способен это сделать.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.