Открыть дверь или как проходит консультация

Отзывы и комментарии, которые я получил за сегодня, сорвали чеку в моем мозгу, и начинает приходить понимание того, что я делаю. Понять, как я делаю – не могу. Ни понять, ни объяснить… Я настраиваю мозг. Не слышал еще ни одного ученого, специалиста по мозгу, который бы сказал, что знает, как он работает. Это за гранью понимания. А вот что я делаю – это понемногу проясняется. В одном из отзывов сегодня прозвучало:

Тут есть такой момент: когда идешь к педиатру или иному специалисту, точно знаешь область его “применения”. После встречи подумала, что мне до нее не было понятно, чем Вы именно помогаете, когда речь идет об обычных детях.

Внешне моя работа выглядит как простое общение с ребенком. Но ведь многие общаются с ребенком, и не у всех получается добиться таких результатов. Я прочитал и про спасение дверных косяков от разрушения после регулярного врезания в них ребенка. И про успехи на скалодроме, и про умение запомнить трассу, и про развитие самостоятельности, и про конструктор ЛЕГО. Одним словом – про развитие того, чему я впрямую не обучаю, но ребенок начинает делать даже то, о чем я сам имею смутное представление, и навыки у меня в этом отсутствуют. Рисовать, например, я могу только разучить.

Я понимаю теперь родителей, которые не могут понять, как это происходит. Понимаю родителей, которые не могут определить зону моей компетенции и с какими вопросами ко мне можно обращаться. Я и сам не мог ее определить и донести понятно. Вот сейчас попробую это сделать.

Зона моей компетенции очень узкая. Я открываю дверь, на которой висит табличка “Я САМ СМОГУ”. За этой дверью может быть целый мир. А значит, для меня нет ограничений – с чем справляться. Это может быть: я смогу перевернуться, сесть, решить уравнение, построить дом или создать бизнес. За этой дверью каждый человек находит свое. Моя задача – открыть дверь, сделать вместе первый шаг, дать поддержку и отпустить. Это “отпустить” – самый важный момент. Не бояться это сделать, рискнуть. Это можно сделать только тогда, когда веришь в успех, веришь в то, что сможет. Дальше – снежный ком, но без меня. Мне остается только радоваться и хлопать в ладоши. Поэтому для меня радостно, когда люди уходят с результатом, а не остаются со мной на долгое время. Это говорит о моем профессионализме. Моя задача – не привязать к себе, не зациклить на себе, а запустить процесс.

Я открываю эту дверь до тех пор, пока ребенок не научится открывать ее сам. Делаю это много раз за одно занятие, и поэтому часто бывает, что после первого занятия уже происходят результаты. Некоторые дети усиленно сопротивляются и не открывают эту дверь сами. Это дети высшего сословия – они привыкли пользоваться услугами швейцара.

Мои знания, умения и опыт позволяют мне ставить перед ребенком только выполнимые задачи. Я определяю сильные стороны и возможности ребенка и не выхожу за эти рамки. Опираясь на уже освоенное, делаем новое. Мне даже верить не надо, что он сможет – я знаю, что сможет. Так как очень хорошо знаю, что для выполнения этой задачи нужны навыки, которыми ребенок уже владеет. И иногда я просто непреклонен и говорю ПОЛУЧИТСЯ, ты это уже МОЖЕШЬ. Нарабатываю комплекс успеха.

Короткий пример из последних успехов ребенка: Пришла девочка 7 лет. Я совершенно не помню, что они изучают в школе, и спросил у нее, умеет ли она решать уравнения. Она не знала ничего об уравнениях, но она знала, сколько стоит мороженое и очень быстро ответила на этот вопрос: 50 рублей. У меня было только 20, и я спросил, сколько ей еще нужно попросить у папы. Она бодро ответила, что ей не хватает 30. Она вечером папе рассказала, что научилась решать уравнения и заработала за это 20 рублей. Теперь точно не будет больше бояться слова “уравнение”.

Но это только часть моей работы. Есть еще родители. И их участие очень важно. Сегодня тоже в отзывах писали, что я работаю и с родителями. Родители через детей от меня получают уверенность и ощущение, что многое возможно, и их дети умеют… Но самое главное для меня в работе с родителями – снятие чувства вины. Вины за то, что не даю ребенку, а если и даю, то неправильно и лучше не буду больше пробовать.

Да вы классные! То, как вы переживаете за детей, как вы радуетесь, то, как вы первое время не верите, что так просто можно было решить задачу. Все это говорит только об одном – о любви к ребенку и желании ему помочь. И, как и с детьми, мне нужно открыть дверь родителям и сделать с ними первый шаг.

И еще я понял, что могу обучать. Но не сделать, как я, а тому – что я. Что я знаю, что я умею, каким способом. У меня уже есть кандидаты на обучение, но теперь я полностью перестраиваю концепцию: не буду проводить практического обучения в ограниченный промежуток времени. Это бессмысленно, и люди просто зря заплатят деньги за это. Это бесполезно. Я буду давать много знаний, и будем отрабатывать навыки, которые пригодятся в работе. А практику можно будет получить у меня только как у наставника и только бесплатно. Я буду выбирать таких людей, и буду у них наставником, и стану делиться всем и столько, сколько понадобится. Так делали для меня мои учителя. Пора возвращать долги.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.