О телесной чувствительности и волшебных кнопках

Одну белокурую принцессу наблюдаю с 10 месяцев. Мама позвала, чтобы разобраться, почему ребёнок "постоянно капризничает, ничем не интересуется, сидит на руках". Педиатр не нашел ничего криминального - ребенок здоров. Срочные соматические состояния мама исключила.

Поведение не связано с ростом зубов, проблемами с животом. Все это было, но когда уходило, то поведение не сильно менялось в лучшую сторону.

Пообщались и выяснили, что у ребенка низкая телесная чувствительность. Реакции на прикосновения и движения снижены. Что значит снижены? Это часто спрашивают родители. Понять достаточно просто. Каждый из нас знает, как реагирует человек, когда прикасается к другому. Если с "такой" силой, то реакция должна быть "такой", если "так" согнуть руку, то реакция получается "такой". Это в нас прошито. Это то, что природа в нас заложила. Это знает каждый.

Проблема возникает, когда мама на протяжении долгого времени общается с ребёнком и перестаёт это чувствовать. Что называется "глаз взмыливается". Нужен взгляд со стороны. Я хорошо это знаю.

Кроме этого принцесса не может сосредоточиться ни на чем. Смотрит, но надолго не фокусирует взгляд. Может все, но коротко.
При таких особенностях, чтобы себя ощущать, ребенок вынужден постоянно совершать микродвижения. Это мешает изучать пространство, игрушки. Формируется поведенческий стереотип. Невролог пишет в заключении "Формирование синдрома гиперактивности".

Одна из возможных причин гиперактивности - маленькая телесная чувствительность ребенка.

Какие возможные признаки того, что ребенок не чувствует своего тела?

- Надо посмотреть в историю ребенка: как овладевал моторными навыками, любил или не любил принимать ванну. Такого ребенка сложно накормить - он крутится, сбегает. С кормлением грудью тоже часто могут быть проблемы в самом начале. Это даже может стать одним из основных запросов родителей. Такой ребёнок очень часто не любит свободную одежду, она ему дискомфортна.

- В более старшем возрасте - это сбитые углы. Неуклюжесть. Невозможность переставить полную кружку, удержать ее, не расплескав большую часть жидкости. Постоянные микродвижения, которые неудобны, мешают взаимодействию с ребёнком. Не только телесному взаимодействию: одевать, мыть, кормить, но и общению.

Как нарабатывать телесную чувствительность:
⁃ Простой массаж кожи до покраснения и изменения тургора кожи. Чтобы стала более упругой и эластичной. Визуально это хорошо видно по складкам. Они становятся более сглаженными.
⁃ Можно курсом сделать прохладное обливание, не постоянно.
⁃ Создавать сопротивление движениям ребенка: вытаскивать руки из-под одеяла, потом ноги, чтобы выбиралась в игре
⁃ Бассейн – сопротивление воды. Все, что вызовет отклик.
⁃ Стимулировать произвольную деятельность.
⁃ Много гулять до состояния усталости от прогулок, чтобы усталость чувствовалась в мышцах и уходила в суставы. Это для тех, кто уже бегает.

Все эти телесные ощущения, которые появились, нужно организовывать в деятельность: игры, общение. Когда постарше становится – добавить статические игры на удержание тяжести.

Результатом такого общения с ребёнком, не сложных, но помогающих действий, становятся изменения поведения ребёнка и возможность познавать мир.

Общался с ребенком совсем недавно, девочке уже 1 год 9 месяцев. Абсолютно вменяемый ребенок. Ест сама ложкой, может долго сидеть на одном месте, контактирует и следит за другим человеком. Отсутствуют неловкости: берет аккуратно кружку, держит тарелку. А если и переворачивает кружку или ложку, то делает только специально. Но это уже другая история.

25 лет опыта работы на стыке медицины, педагогики и психологии, как это написано моей командой на сайте, - чудесно, я запомнил. Так вот эти 25 лет на стыке не спрячешь, мастерство находить основную причину просто так не пропьешь. Так и работаем: тесная связка "тело - эмоции - психика". Часто поведенческие проблемы решаются очень просто. Через тело. Гораздо чаще, чем вы даже можете себе представить. И проблемы и в малышковом возрасте, и в старшем: удержание внимания, капризы, истерики, "не хочу", "ребенок-ленивец" и т.д. Тело рулит. И решать проблемы можно просто и со вкусом. Что вам и предлагаю начать делать.

Меня иногда спрашивают: как ты это делаешь? Ты волшебник? Нет, не волшебник, Просто анализирую множество факторов одновременно, что даёт возможность понять ребёнка, предсказывать его реакции. Можно рассказать об этом подробнее, а кому это - лишнее, то пусть верит, что я нахожу волшебные кнопки у детей. В принципе это так и есть. Я их показываю, а вам остаётся на них нажимать. Возможно ли научиться так, как я? Нет. Но вам это не надо.

P.S: По секрету. У меня есть закрытая группа для участников всех потоков Практикума "Секреты детства для счастливого будущего". Мы там тусуемся во время прохождения потока, после и между потоками. Там много людей, которых я научил находить эти кнопки. Может не так быстро, как я. Расскажу вам секрет - нужно не думать, а пробовать. На внутреннем сленге группы это звучит так: "включить дурку". И получается часто проскочить "на дурака".

Пишет у нас одна из участниц Практикума:

"Олег Леонкин я стала намного спокойнее и увереннее и толи истерик детских стало меньше, то ли я поменяла к этому отношение, но ребят, я в ресурсе и это здорово! А с младшим сыном вообще интересно, я прям кайфую, смотрю, как он САМ всё делает и не мешаю 🙂 а муж всё удивляется как это я предсказываю бессонные ночки 🙂 а я ему «так Лев у нас ползать ведь научился». В общем дурю вовсю и не думаю 🙂"

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.