У меня странное отношение к диагнозам

Я их не понимаю, не запоминаю эти бессмысленные буквы, часто просто не обращаю на них внимание. Есть, конечно, исключения: гемофилия, остеопороз… Ряд диагнозов, которые дают вполне конкретные противопоказания и ограничения.

Так, например, занимался в бассейне с ребенком с гемофилией в обуви и гидрокостюме, чтобы он не порезался о плитку случайно. Резвились.

Такое отношение сложилось не просто так. Оно формировалось последовательно, но стремительно.

Первое – это реакция родителей. Когда специальный язык, который вырабатывался врачами для внутривидового общения, начинает использовать не специалист, человек, который не может и не должен видеть всех нюансов, начинает сравнивать ребенка с картинками из интернета. Одна из подписчиц в комментарии к моему посту о лекарствах описала показательную ситуацию: «пациенты настолько мнительные, что обнаруживают у себя всю побочку (проверяли неоднократно этот эффект, дав таблетку глюкозы, а сказав, что это лекарство)».

Если не подходит под диагноз на все 100 – может, это шанс выбраться из диагноза? Я считаю, что так. Но это вопрос веры. Для меня диагноз – это красная тряпка. Как только с ним встречаюсь, то начинаю его разбивать и уходить от него. Диагноз – это кость, что-то жесткое и неподвижное.

Так же происходит и с детскими диагнозами. Под них в буквальном смысле начинают подгонять ребенка. В рамках диагноза должно быть так. Если не так, то тут что-то не то, а значит – еще страшнее.

Второе – часто диагноз вообще не дает представления о том, что нужно делать. Помню, как на конференции по ДЦП доклад делал нейрохирург из Питера. Он вышел, и первыми его словами было, что ДЦП – не диагноз. Зал зашумел. Почти освистали человека. Но он задал конкретный вопрос. При ДЦП в каком месте мне нужно делать подсадку (модная тогда тема была)? Где делать трепанацию? Этот диагноз мне не дает ничего.

Мне часто детские диагнозы не дают ничего для моей работы. Они не отражают состояния ребенка. Ни уровня интеллекта, ни особенностей эмоциональной сферы, ни сильных сторон не раскрывают, на которые я могу опереться. Мне всегда нужно самому для себя диагностировать ребенка. Определить его фактическое состояние. Особенности работы нервной системы и сенсорных систем, уровень интеллекта, предел времени удержания внимания. Понять интересы ребенка. Оценить отношения в семье и интересы родителей. Когда все это сделаешь, то странным образом вдруг выходит, что дети с разными диагнозами больше похожи друг на друга, чем с одним.

Вот поэтому я не озвучиваю диагнозов на консультациях, а описываю состояние ребенка во всех сферах. Больше чем за 20 лет я убедился: именно это дает возможность понять, где ты, с чем ты, и придумать, ЧТО ДЕЛАТЬ.

Диагноз для врачей. Родителям нужно больше.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.