Так ли необходим массаж?

Как-то раз я за 2 дня снизил нагрузку сразу трех детских массажистов. Хочу рассказать, как так получилось.

Мне задали вопрос: «Нужен ли массаж моему ребенку?».

Эпизод первый

Мальчику 9 месяцев. Массажистка звонит и напоминает маме, что ребенку уже пора пройти курс массажа. Работает лучше, чем банк, который напоминает мне о дне рождения, правда, только раз в год.

Вы только вдумайтесь в постановку вопроса: нужен массаж, так как уже исполнилось 9 месяцевДетский массаж помогает справиться со многими трудностями, и по этой логике некоторые из них обязательно настигнут ребенка, как кара небесная, ровно в 9 месяцев. Такое, я слышал, случается с беременными женщинами – на девятом месяце настигает. Про детей – не уверен.

Ребенок не ползает. Стоит на четвереньках, раскачивается, но не ползет. Созвонились, договорились и через три дня я вхожу в квартиру.

Ползает. Решил не дожидаться меня. Вместе с ним немного поправили его моторику – начали на балконе, проползли под столом в гостиной, прошли мимо ботинок в прихожей и завершили этот процесс в спальне показом маме, как научить ребенка спускаться с кровати не головой об пол.

Массаж ребенку, который учится или уже ползет, я делаю на ходу-лету и больше под столом. Это не классический детский массаж в его обычном понимании, когда на столе ребенка мнут и гнут в разные стороны. Я делаю за ребенком: под столом, под стулом, а на столе – никогда. Попутно по разделениям научились садиться с четверенек. Еще пару дней – и сядет самостоятельно.

Вот и курс детского массажа. Нарисовал маме три упражнения, которые ей нужно делать с ребенком, чтобы он совсем отказался от ползания на животе и перешел на верхний уровень.

Обсудили формирование звуков. Тут мне было немного тяжеловато, так как ребенок знает, как звучит фраза «я съем твою мордашку» на армянском. Я от него безнадежно отстал.

Обсудили карточки, игрушки и игры, в которые полезно играть с ребенком. На следующий день позвонил и узнал, что ребенок решил не ждать меня, а сел сам.

Эпизод второй

Ребенок двух месяцев. Уже характер, и уже умеет донести свои желания. Очень понятно показывает, когда ему не удобно, куда он хочет направиться на руках, и когда он хочет идти спать.

Родители переживают, что они могут что-то упустить, недодать ребенку и видят в детском массаже инструмент, который поможет им избежать этого.

У ребенка все в норме: ест хорошо, какает, как положено, расходуя упаковки подгузников одну за другой. Уже начинает не хватать, а осознанно брать в руку игрушку или палец, разжимая свои пальцы. Космонавт, который без всякой помощи со стороны справляется и родителей ведет по правильному пути в нужном направлении.

А ребенок при этом все правильно и хорошо делает: прекрасно смотрит, начинает соединять руки перед собой и выполняет все для подготовки к тому, чтобы перевернуться на живот. Сам, без посторонней помощи. Любознательный и хорошо общается.

Нужно ли впустить в этот момент массажиста, который может начать переписывать программу ребенка? Ему же надо показать результат и начать регулировать тонус ребенка, обучать перевороту. Главное – суметь правильно выговорить трудный для произношения термин «афферентный поток». Это когда ты в мозг посылаешь и посылаешь информацию, а он думает, куда ее пристроить.

Я рекомендовал не пользоваться услугами массажиста. А волшебный термин с большим трудом выговорил и не забыл упомянуть, что эфферентный поток – это когда афферентными переполнен, и нужно придумать, что с этим делать. Почему не начать сразу с эфферентных, опираясь на потребности ребенка? Вопрос в воздух.

Маме рассказал, как она может играть с ребенком и делать «мамин» массаж, при котором он не плачет, общается с мамой и осваивает все по порядку, с удовольствием и САМ.

Рассказал о тонусе, вздрагиваниях и напряжении. Откуда появляются, как справляться, и почему в их случае это совсем не страшно.

Эпизод третий

А в этот раз без работы я оставил себя сам.

Все, что говорю, советую и рекомендую использовать родителям, я применяю сам и опробовал на себе.

Глебу 4 месяца, и я ни разу не делал ему массаж. Массаж в профессиональном смысле. Делал только то, что мы все называем «мамапапиным» массажем.

Почему я не делал массаж? Вы себе представить не можете, каких усилий мне стоило не сделать массаж собственному ребенку, чтобы он перевернулся на живот «вовремя». Но я терпел и не прикасался к своему ребенку, давая ему время и шанс самостоятельно всему научиться. Я просто играл с ним (тут есть доля лукавства). Конечно, я в игре применял свой опыт, но это настолько просто и не требует особых навыков, а только понимания – в чем помочь ребенку. Я могу этому научить любого.

Есть простые и очень незатейливые упражнения, которые может делать любой родитель без особой подготовки.

Глеб перевернулся. САМ. Сегодня утром. Первый раз – с ощутимым напряжением. Уже через час я начал вспоминать, как надевать подгузник со спины. Я не успевал протянуть руку за подгузником, а он уже на животе – читай «очень быстро».

На этом этапе поставили точку, и теперь можно доснять ролик о подготовке ребенка к перевороту через игру. О том, как это может делать каждая мама и даже папа в те короткие моменты общения с ребенком после приезда с работы.

Я убежден, что нельзя ребенка ускорять – его нужно поддерживать в его активности, и он все сделает САМ. Не говорю о патологии. Речь идет о норме. Все ускорения – это тщеславие мамы и папы, реализация их собственных амбиций за счет ребенка, попытка доказать себе, что они хорошие родители.

Я хочу жить в мире, где дети и взрослые САМИ могут… Для начала – перевернуться (достать до игрушки, сесть, донести ложку до рта). И получают удовольствие от этого. Потом такой человек во взрослом возрасте решает свои проблемы тоже САМ.


Первый год жизни малыша - это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное".

Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.


Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного

Telegram


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.