Ребенок - руководитель

Сегодня мои старшие дети спорили, будет ли Матвей хорошим руководителем. Дочь говорила, что будет, а сын возражал. Говорил, что все дети любят руководить, и, по такой логике, любой ребенок должен стать хорошим руководителем, но такого не происходит.

На столь убийственный аргумент моя дочь ответила потрясающе: “Матвея слушаются, и он к этому привыкает. Привыкает – это означает, что у ребенка формируется привычка успеха”. Вслушайтесь в эти слова. ПРИВЫЧКА УСПЕХА. Если учесть, что мы в 80% своей деятельности пользуемся привычками, то привычка успеха позволяет в дальнейшем ребенку (потом взрослому) преодолевать массу трудностей и ситуаций неуспеха. Опыт успеха, внутренняя вера в свои силы и умение попросить помощь, у взрослого – умение делегировать, позволяют отвечать на вопрос “получится или нет” однозначно – ПОЛУЧИТСЯ. А если не получилось, то не казнить себя, а анализировать, что не сделал или сделал не так, без ущерба осознанию своей уникальности.

Удивительно, что в эти дни я пишу часть обучающего семинара, в которой описываю навыки и привычки. Как формируются и в чем отличия.

Вернусь к рассуждению. Все дети руководят, но не все руководителями становятся. Моя дочь права, что если попытки ребенка руководить не приносят результата, то с руководства он переключается на манипуляцию. Для этого ребенок использует уже немного другие приемы: покричать, поплакать, повыгибаться на полу в магазине с игрушками – и в конечном счете у него получается добиться своего, сломав нас.

Мы часто даем распоряжения своим детям, но редко сами подчиняемся желаниям наших детей. Нас скорее побеждают, чем мы с радостью идем выполнять.

В чем прелесть подчинения своему ребенку? Как подчиняться и оставаться на сильной стороне?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно просто разобраться в основных целях, которые преследуют все родители. Все родители хотят объяснить своим детям;
1. что такое хорошо, и что такое плохо;
2. обучить их определенным навыкам и умениям;
3. научить самостоятельно справляться с различными ситуациями.

В своем коротком ролике я рассказывал о том, каким образом можно обучать ребенка с удовольствием. Остается ответить на вопрос: как в этом может помочь умение подчиняться ребенку?

Все достаточно просто и привычно, если мы говорим о себе. Мы хотим, чтобы наши желания выслушивали и выполняли. И мы точно знаем, что если такое происходит, то потом мы с большей готовностью и желанием выполняем просьбы этого человека. Это своеобразный товарообмен. Если работает с нами, то почему не будет работать с детьми?

Работает и работает замечательно. Мы кайфуем при выполнении распоряжений ребенка, и он с большей готовностью выполняет наши распоряжения. И наоборот – мы не подчиняемся ему и постоянно говорим “НЕТ” на его приказы, тем самым создаем в нем представление о том, что так вести себя правильно. Потом только удивляемся, почему так происходит.

Пример: Мой сын просит меня найти игрушку в коробке. Я с радостью подчиняюсь и высыпаю всю коробку на пол, а потом игрушки складываю обратно. Я выполняю команду ребенка и параллельно обучаю его складывать игрушки, которыми он не собирается играть сейчас, обратно. Случаются казусы, когда вожделенная игрушка оказывается в первых рядах, и тогда он хватает ее и убегает. Моя ответственность, и игрушки убираю я сам. Но после этого стали случаться моменты, когда ему не хватает места на полу, и он сам складывает игрушки в коробку. Так я обучил, не обучая.

Все три основных вопроса я решил в одном простом действии. Научил ребенка самостоятельно справляться с определенными задачами, используя определенные навыки, которые он выполняет не как обязательства, а как потребность. Или умеет их делегировать другим. Ребенок приучается постепенно добиваться своего не с помощью “синдрома Шапокляк” (хорошими делами прославиться нельзя), а спокойными действиями. И попутно я сформировал в ребенке устойчивое представление, что договариваться лучше, чем добиваться.

Ребенок -“командир” – это счастливый ребенок, который научается обозначать свои желания, получать результат и принимать на себя ответственность за свои желания. Кажется, именно так описывают успешного руководителя.

Нужно только немного поменять свое отношение к полученному результату. Он не может быть плохим в любом случае. Ваш ребенок счастлив.


Знаю, что родителям бывает непросто, мне часто задают вопросы о том, как в современном мире воспитать успешного, самостоятельного ребенка, как не упустить ничего важного и не переживать по пустякам.

Практикум “Секреты детства для счастливого будущего” - это философия разумного родительства и практическое руководство по развитию и воспитания ребенка с рождения до подросткового возраста, основанные на том, что человек - это единое целое.

Тело, эмоции и психика человека тесно связаны, я научу вас, как можно и нужно эффективно использовать эту связку для того, чтобы лучше понимать ребенка и помогать ему в развитии, получая удовольствие от родительства.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.