Почему дети болеют в саду и школе

Всем известно, что начало учебного года – тяжелая пора и для детей, и для родителей. Да и в течение года, ходит ребенок в детский сад или школу, достаточно стрессов и ограничений, которые неизбежно влияют на здоровье.

У меня в последнее время несколько консультаций выходят в запрос ресурса для ребенка. Ребенка, который начинает дурить, болеть.

Компенсировать нагрузки, которые ребенок получает в детском саду и школе, можно с помощью активных занятий вне сада и школы, которые могут закрывать и компенсировать стресс от садовской или школьной нагрузки. А как они закрывают и компенсируют, мы сейчас разберем.

Определенные виды деятельности имеют свои особенности. Например, в семье – это одни маркеры поведения, в спорте – другие, в  саду – третьи…  То есть, некоторый опыт, который  у нас есть, помогает нам набирать эти маркеры из разных источников. И все это в нашей голове находится в некотором хаосе. Понятно, что в семье, спорте, деском саду и школе – это не так чтобы совсем разные маркеры поведения. Они иногда пересекаются. В мозге все лежит в разных местах: запах – в одном, ощущения телесные – в другом, зрительный ряд – в третьем, ассоциации – в четвертом, то, что услышал – в пятом… Это все разрознено, и в единицу времени мозг это соединяет.

И поэтому, когда человек попадает в некоторую новую среду и видит в каком-то действии из 10 его составляющих 5 УЖЕ ЗНАКОМЫХ маркеров – он готов его выполнять, так как новизны значительно меньше, чем могло бы быть. И чем больше  активностей у ребенка, тем у него больше этих опорных точек, больше наработанного и устойчиво применяемого опыта. И поэтому, если ваш ребенок имеет вегетативные срывы на нагрузку, эту нагрузку не нужно снижать, а, наоборот, ее нужно умеренно увеличивать.

Если ваш ребенок какой-то вид занятий любит, он скомпенсирует недостаточности в школе. То есть, найдет для себя маркеры, приобретет опыт и дальше будет его просто подкреплять. Он не будет брать ресурс, для того чтобы контролировать себя произвольно, а будет понимать, что на вот эту ситуацию  у него есть такая ассоциация, и он может ее использовать.

Если вы подумаете о своей специальности, в которой вы мастера, то понятно, что вам не нужно предлагать всего спектра информации, чтобы вы поняли, о чем идет речь в  той или иной задаче. Вам достаточно услышать пару терминов, чтобы пришло понимание ситуации. Вам не нужно тратить безумное количество сил и времени на понимание и запоминание, для того чтобы выполнить действие.

Например, когда мне компьютерщик говорит, что надо разбить диск на две части, после слова «две» я понимаю, что ничего не понимаю, у меня нет ассоциативного ряда. Я не знаю ни где это делать, ни сколько мне роликов на Ютубе нужно посмотреть, чтобы научиться. То есть, у меня сплошные пустоты и нет опыта. Понятно, что человек, который владеет этим навыком, с точки зрения ресурса потратит значительно меньше, чем я – человек, который пытается это сделать, выуживая  отовсюду информацию.

Я не говорю уже про время. Но даже если мы с ним потратим одинаковые полчаса, я из этого занятия выйду опустошенный и буду нуждаться в восстановлении сил для дальнейшей жизни. А у него будет все в порядке, так как маркеров имеется очень много. А если я когда-то, например, в игре или какой-то иной своей деятельности сталкивался с этим, и даже не специально делил диск на две части, а выполнял другое задание, но «подглядел», как это делается, то у меня уже есть опыт. И когда мне озвучивают такую задачу, я ее выполняю, не потратив кучу сил.

Так что засовывайте своих детей в дополнительную активность, и это будет вам и им достаточно серьезно помогать.

Понятно, что надо отслеживать. Что эта нагрузка должна в себе совмещать 3 непеременных элемента: эмоции, сенсорные ощущения и ту или иную степень «умности» действий.

Разберем все эти пункты на примере футбола.  Чувство времени в футболе очень важно. Там есть время, отведенное на тренировку, на игру. И ты это ощущаешь: сколько времени тебе осталось, чтобы сделать то или это: 10 минут или 40 минут. Кроме того, если ты долго соображаешь, то у тебя отберут мяч. Формируется мини ощущение времени: через сколько нужно отдать мяч, для того чтобы игра была успешной. Это все нарабатывается постепенно. Происходит масса всяких «упражнений», когда ты понимаешь, длинно или коротко, и ты к этому имеешь отношение.

Ну и понятно, что последовательность действий также закрепляется: разминка, основная часть, заминка. А перед этим еще надо в раздевалке правильно переодеться, а после всего – принять душ и переодеться обратно. У этих процессов есть последовательность, и ребенок к ней привыкает. Для него это становится автоматизированным. И поэтому при переносе ситуации в детский сад (вместо разминки: мы все сейчас играем перед прогулкой в группе, а потом идем хором гулять) ребенок уже готов к этому. Готов жить в некой, не установленной им самим, четкой последовательности. К этому нужно подготавливать. Не делать эту нагрузку шоком для ребенка.

Кроме того, вся подобная активность дает возможность для «я сам». Ребенок же на поле без родителей, они не бегают вокруг него, мячик не подают. Когда у ребенка что-то не получается, он совершает ошибки. Он привыкает справляться с собственными ошибками.

И еще одно. Я про себя назвал это «умением списывать». Это очень ценный навык. Уметь, если ты чего-то не расслышал, посмотреть на рядом стоящего и понять, что же сказал тренер. Если ты где-то клюнул, чего-то не увидел, очень полезно уметь «списать» у остальных, что же такое сейчас происходит, чтобы соответствовать общему ходу событий. Это про футбол. В школе оно тоже очень важно. Отвлекся в окно, в это время учитель попросил открыть тетрадки, ты не услышал учителя, но уловил общий шорох в классе, посмотрел по сторонам и по поведению остальных «списал», что нужно  делать. Понятно, что подготовила к этому внеурочная деятельность.

Ну и соблюдение правил. С точки зрения футбольных правил: на поле нужно быть всегда во внимании, нужно слышать свисток, понимать, что если услышал свисток, должен остановиться. И главное – если ты правила не соблюдаешь, постоянно получаешь штрафной, постоянно проигрываешь, оказываешься в невыгодной ситуации. Как только нарушаешь правила, ты сразу что-то теряешь. У правил появляется некая цена. То есть, если ты умеешь жить в рамках правил, то получаешь возможность успешно проявлять свою активность, выигрывать честными способами. Ровно то же самое требуется и в школе,  и в детском саду.

Если ребенок достаточно активно в этом живет, то когда приходит в ситуацию обучения, он к этому готов. Он готов это выносить, потому что у него на рефлекторном уровне уже есть достаточно механизмов, инструментов, помогающих с этим справляться. Он умеет компоновать между собой уже наработанные автоматизмы и сравнительно легко получать новые. А у ребенка, который постоянно живет в привычной среде, эта обойма намного меньше, патронтаж ограничен. У него меньше шансов приспособиться быстро. Это не говорит о потенциале ребенка. Но указывает на то, что попадая в непривычную ситуацию, ребенок изначально будет тратить больше усилий и энергии, и, следовательно, он будет более слабым, и будут возможны вегетативные срывы.

Получаем еще один ответ на вопрос «почему дети болеют в саду и школе». К болезням, помимо непосредственно инфекций, приводят повышенная нагрузка и долгий период адаптации к этой нагрузке. Умные дети, естественно, не хотят сложно адаптироваться и поэтому придумывают способы, как этого не делать.  Своими болезнями они удлиняют процесс адаптации, делают его постепенным и, в конечном итоге, адаптируются с меньшими для себя потерями.

Самое главное – это то, что активности в спорте, авиамоделировании, на музыкальных занятиях, в кружке макраме и прочее очень эффективно помогают ребенку справляться с любыми проблемными для него ситуациями. Важно правильно подобрать  вид деятельности, который соответствует интересам ребенка, радует его и одновременно может помочь приобрести необходимый опыт, позволит освоить пока недоступные инструменты контакта с миром.

Например, если ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками и поэтому, естественно, категорически сопротивляется занятиям командными видами спорта, не надо его заставлять. Такая «социализация» до добра не доведет. Нужно понять, что именно вызывает трудности в общении. Возможно, ребенок не умеет удерживать внимание в течение достаточного времени, и поэтому не может поддержать важную беседу о героях комиксов, а значит – не интересен сверстникам.  Так предложите ему заняться конструированием. Если его это увлечет, продолжительность удержания внимания у него возрастет в разы.

Основы закладываются в детстве. Ребенку, который имеет в своем арсенале множество различных опытов и маркеров, значительно проще учиться в школе. Он с бОльшей готовностью воспринимает новую информацию, согласен многое принять на веру, так как уже знает, что мир разнообразен. Например, на уроке химии ребенку рассказывают, что кислота может растворить железо, а стекло – не может.

Как такое возможно? Ведь ребенок прекрасно знает, что если кинуть железку в окно, стекло гарантированно разобьется. А тут получается, что под воздействием какой-то там непонятной кислоты железо не такое прочное, как стекло. Не верю! Но если ребенок уже сталкивался с ситуацией, когда его бытовой опыт оказывался «не прав», ему будет проще открыться новому. Он занимался, допустим, скалолазанием и убедился, что передвигаться по вертикальной поверхности реально, хотя в обычной жизни так никто не умеет.

Поэтому я предлагаю дополнять учебный процесс активностями, помогающими компенсировать адаптацию. Если вы вспомните школу моего поколения, то мы там хотя бы носились на переменах.  Я не знаю, как в той начальной школе учителя выживали в коридорах, потому что вокруг них был такой салат из детей. Мы чудом не сбивали их с ног. Но мы физически выплескивали стресс и общались.

Сейчас гаджеты рулят. Все по стеночкам стоят, а некоторые дети еще и в классе остаются на переменах. И даже у учеников начальной школы уже есть телефон. Это не хорошо и не плохо. Телефон сейчас – это во многом про безопасность ребенка. Но такое положение дел нужно учитывать. И во внеурочной деятельности ребенка грузить, давать ему инструменты для компенсации.

Итак, чтобы иметь ресурс выдерживать эмоциональную нагрузку в саду и психическую нагрузку в школе, нужно нагрузку вовне их стен не уменьшать, а умеренно увеличивать.


Знаю, что родителям бывает непросто, мне часто задают вопросы о том, как в современном мире воспитать успешного, самостоятельного ребенка, как не упустить ничего важного и не переживать по пустякам.

Практикум “Секреты детства для счастливого будущего” - это философия разумного родительства и практическое руководство по развитию и воспитания ребенка с рождения до подросткового возраста, основанные на том, что человек - это единое целое.

Тело, эмоции и психика человека тесно связаны, я научу вас, как можно и нужно эффективно использовать эту связку для того, чтобы лучше понимать ребенка и помогать ему в развитии, получая удовольствие от родительства.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.