Получение знаний или как не заболеть от ума

О возможностях учителя снизить нагрузку на детей, не снижая объема информации.

Для того чтобы начать разговор о механизме приобретения знаний, нужно сказать несколько общих слов и сформировать словарь, чтобы в последствии мы понимали друг друга.

Жизнедеятельность человека обеспечивается пятью сферами:

  • вегетативная;
  • рефлекторная;
  • сенсо-моторная;
  • эмоциональная;
  • психическая.

Эти пять сфер обеспечивают, мотивируют, анализируют – в той или иной степени участвуют в обеспечении активности человека с самого рождения.

Вегетативная и рефлекторная сферы – это ресурс и возможность оптимально распределять ресурс. Одним словом – здоровье.

Сенсо-моторика, эмоции и психика – это три сферы, которые при согласованной работе обеспечивают успех.

Что первично, а что вторично – зависит от возраста, задач и обстоятельств. Они включены в деятельность вместе в единицу времени, и это определяет успех. По отдельности – затраты, компенсаторные механизмы и избыточный расход ресурсов.

Изначально начните внутренне со мной спорить. Например: для процесса усвоения материала эмоции часто мешают и ощущения также могут быть препятствием. Любую близкую для вас установку возьмите за точку отсчета. Я обещаю, что на финише вы согласитесь со мной. И чем дольше будете не соглашаться, тем большее приятие будет в конце.

Знание – это умение эффективно применять набор сведений

Пример: Я знаю, что такое googol. Это единица со 100 нолями. Не поисковая система Google. Но вот чего я не знаю – это сколько? Возможно ли столько километров проехать на машине за одну жизнь?  Я не знаю этого до тех пор, пока не разделю число километров на множество отрезков, которые я проезжал. Это мой опыт, и я знаю, сколько мне на это требовалось времени и сил. То есть – это присутствует в моих ощущениях и закреплено в эмоциях. Googol молекул – это какой объем воздуха, метала? Сколько это денег? И на сколько поколений их хватит?

Или так: в конструкции современных самолетов с каждым годом увеличивается количество деталей из композитных материалов. Круто. А что это значит? Они безопаснее становятся? Как это связано со мной? Пустая красивая информация для меня. А для человека, который собрал не один самолет своими руками, она значима и предметна. Действия помогают присвоить себе информацию, превратить ее в знания. Помните, насколько интереснее проходили уроки химии и физики при проведении опытов?

Скучая, человек ищет способы подкрепления: ковыряет в носу, грызет ручки, чешет затылок. Очень весело посмотреть запись заседания Государственной Думы.

На всех курсах по ораторскому мастерству учат вовлекать в процесс аудиторию: просить поднимать руки, вставать, выходить на сцену. Эмоционально подогревать аудиторию, чтобы слушатели постоянно были во внимании. Рассказывать аудитории интересные истории, анекдоты. Запоминаем надолго или навсегда мы только ту информацию, которая затронула нас эмоционально, и мы ее можем соотнести со своим опытом. Это и есть восприятие по трем сферам: ощущения, эмоции и мышление.

В бассейне я спрашиваю у детей, хотят ли они мороженого. Вот их цепляет. Эмоциональное оживление гарантировано. Потом я кидаю на дно монеты, и они их достают. Считаем их. И выясняется, что на мороженое не хватает. Дальше спрашиваю, сколько нужно еще у мамы попросить, чтобы хватило? Считают и выдают результат. Я с радостью говорю, что они умеют решать уравнения. Мне не приходится рассказывать, что такое уравнение. Достаточно сказать, что они его уже решили. А потом и на уроках решают.

Схема идеального урока:

Последовательность простая: заинтересовать, дать информацию и применить. Дальше ребенок приобретает опыт и решает, достаточно ему знаний или нужны дополнения. Это стимулирует самостоятельное обучение.

Нереальный урок математики

Тема: От перемены мест слагаемых сумма не меняется

В самом начале урока рассказываю, что я выигрывал у мамы и папы, у дедушки и бабушки деньги в споре. С помощью этого правила. В возрасте учеников. Они мне их с большим удовольствием отдали и не следили, как тратил. Купил машинку и несколько шоколадок. Это мечта детей: иметь деньги и отсутствие контроля. Я точно знаю, что дети уже готовы выучить это правило наизусть. Потом говорю, что нужно еще запомнить, как грамотно написать вопрос: У КОГО? Некоторое время пишем «у кого?» на заготовленных маленьких листочках. Немного не математика, но в начальных классах вредным не будет.

Разбираем правила с примерами 1+2=2+1 и так далее. Рассказываем правду. Тут искусство состоит в том, чтобы не упустить момент, когда ученики начнут скисать, и сразу перейти к рассказу о споре. Спросить, кто готов выйти к доске, выбрать самого эмоционального и начать рассказ о правилах спора.

  1. Нужно иметь монету. Лучше 1 рубль. Он самый маленький.
  2. Потом подойти к папе и сказать:

– Папа, правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» странное. Мне кажется, меняется.

Папа начнет доказывать, что это не так, ведь он учился в школе.

– Давай проверим. Но для этого нужны деньги. У меня есть рубль, и я готов отдать его, если не прав.

Папа принесет больше. Он уверен в победе.

  1. Свой рубль положить рядом с собой, папину бумажку – рядом с ним. И сосчитать. Потом поменять деньги местами. Папа радостно скажет, что сумма не изменилась.
  2. В конце нужно только спросить: У КОГО?

Детям нужно будет запомнить очень четко правило. На перемене они озвучат его друг другу много раз, чтобы дома не сплоховать. Потом приобретут свой опыт. На всю жизнь врежется в мозг. И у них появиться желание прийти к такому учителю на следующий урок.

Таким спорам нельзя обучать детей? Я и не обучаю. Это только яркий пример, не означающий, что я готов провести так урок. Но он наглядно показывает, что изначально нужно заинтересовать детей (зеленая стрелочка на схеме от учителя), на фоне их интереса рассказать им материал (эмоции помогут удерживать внимание – это синяя стрелочка ребенка от эмоций к сведениям), а потом еще провести некое активное действо. Все три сферы будут задействованы.

Захотелось попробовать поспорить с коллегами по работе? А может, с мужем или женой?

Схема традиционного урока:

Последовательность еще проще: дать информацию с установкой, что в школу приходят учиться, и ребенок должен сидеть и выполнять задания учителя. Порекомендовать родителям побольше позаниматься с ребенком. Нагрузить его дополнительно дома зубрежкой. Спросить на следующем уроке пересказ.

Разберем обычный урок. Учитель дает правильную информацию. Ребенок сидит и не понимает, зачем она ему нужна. Придумать себе интерес не может, информация новая. Тратит дополнительные силы на удержание внимания. Или уже не тратит. Нагрузка приходится на психическую сферу и нет подкрепления в виде «хочу» от эмоций. Двигаться не дают и хоть как-то снять напряжение не получается. Откуда брать ресурс? Из глубины – из собственных ресурсов. Вот поэтому дети через пару месяцев начинают болеть. Не торкнуло на уроке, еще и мама вечером нежно спросила, чем занимался в классе и почему ничего не понял? Дополнительно позубрил (потратил силы) и благополучно забыл через неделю. Хорошо, что хоть без лишних затрат. А попробуйте забыть случай, когда вас обидели.

К большому сожалению, большинство учителей работают по скучной схеме. Не любят или не умеют весело и легко преподавать. Статус не позволяет. Люди серьезные и знающие. Стаж работы и разряд. Грустно. Я это проходил сам, вместе с детьми. И мне еще предстоит это пройти.


Уже более 15 лет я консультирую родителей по вопросам обучения и мотивации детей. С другой стороны уже трое моих детей окончили школу, четвертый ребенок учится в младших классах, а пятый готовиться пойти в школу. "Школьная" тема мне близка.

У меня накопилось много полезного. Про оценки и знания, про мотивацию и ее отсутствие, про «готов или подождать», про удержание внимания, а точнее про его "неудержание". Про то, как разговаривать с педагогами, ставить цели и задачи. Все эти знания и опыт легли в основу нового онлайн-курса для родителей школьников и дошколят "Большая перемена".

Обратите внимание на тариф "Лучший", куда курс "Большая перемена" входит вместе с онлайн-курсом «Сенсорная интеграция: развитие, обучение, игра».


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.