Пеленание ребенка: за и против

Большинство родителей, как я понял, волнует вопрос “возможно ли навредить ребенку, если его пеленать?”, с одной стороны, и “верно ли, что пеленание позволяет ребенку более гармонично развиваться, и не упустим ли мы что-то в развитии ребенка, отказавшись от пеленания?”.

И на первый, и на второй вопрос можно ответить одинаково: “нет, нельзя навредить” и “нет, не упустите”.

Не рассматриваю очень жесткое пеленание вообще: это не полезно и опасно.

На мой взгляд, неправильно пеленание рассматривать только с позиции ребенка (пользы или вреда для него) и совершенно не учитывать мать в этой ситуации. Давайте проведем параллель с сексом. Вопрос пеленания волнует в большей степени родителей, а уж они точно имеют представление о том, что это такое.

Как и в сексе есть два партнера, так и в пеленании есть два партнера. Действия в интересах только одного в сексе не делают это занятие приятным для обоих и могут стимулировать отказ от секса. Так и в пеленании – учитывать интересы только ребенка неправильно.

Например: У мамы стойкое убеждение, что пеленать плохо, и ребенку это не принесет пользы, и у нее есть масса логичных аргументов, доказывающих ее правоту. И вдруг появляется специалист, который рекомендует обязательно пеленать ребенка.

Мама подчиняется и испытывает мощнейший дискомфорт от этого. И даже начинает не хотеть подходить к ребенку в те моменты, когда его нужно запеленать по рекомендации специалиста. Разве будет им обоим хорошо в такой ситуации? И какую бы пользу ни могло принести пеленание этому ребенку, при таком отношении матери оно скорее нанесет вред и ей, и ребенку. Вплоть до возможного отказа от груди.

Еще пример: Ребенок беспокоен и постоянно будит себя своими руками. Нужно ли пеленать такого ребенка, чтобы усыпить? При этом ребенок очень хорошо засыпает, когда мама прижимает его к груди, и очень спокойно спит на ней или с грудью во рту.

В случае, если совместный сон неудобен маме и не дает возможности выспаться, действительно лучше запеленать ребенка: так, чтобы руки двигались, но не могли совершать маховых движений.

Будет ли такое пеленание развивать ребенка? Нет, не будет. Оно в такой ситуации полезно, очень полезно для матери, так как у нее будет возможность выспаться. А мать, которая стоит на ногах и не находится на грани нервного срыва из-за недосыпания, полезна и ребенку. А развивать ребенка в такой ситуации будет активная работа руками в моменты бодрствования. Это даст ребенку возможность контролировать свои руки, а немного позже – спокойнее спать.

Пеленание такого ребенка в активном состоянии будет иметь для него очень сильное развивающее воздействие. Вытаскивая руки из-под пеленки, ребенок будет учиться их контролировать, а сопротивление даст дополнительные ощущения. И если ребенок будет не просто избавляться от дискомфорта, а тянуться руками к лицу матери, то тут результат получится еще более выразительным.

Еще один аспект, который нельзя не учитывать: вы купили красивые распашонки, которые стоили, как сбитый боинг. И вдруг выясняется, что ребенка нужно пеленать, а эти распашонки скоро уже не налезут на ребенка. Как обидно, как хочется видеть своего ребенка красивым, в удобной одежде.

Ну если партнер в сексе готов учесть ваши финансовые затраты на подготовку к действию, и даже если его не очень вдохновляет результат подготовки, то ему точно приятно осознание, что для него такое сделали. И он готов вам подыграть.

Что-то мне подсказывает, что ребенок в месяц от роду не оценит стоимость своей одежды. Если ему комфортнее быть в пеленке, то он будет просить пеленку.

Но не расстраивайтесь. Есть выход. Можно в игре без пеленки и в красивой одежде заменить пеленку. Для этого нужно поиграть с ручками, когда ребенок не спит. Вы видите перед собой красивейшего на свете ребенка, вам хочется его такого держать на руках и играть с ним. А спит в пеленке. Опять победа и помощь ребенку от матери, которая рада ему.

И еще один момент, который нужно учитывать маме – это терморегуляция. Если ребенок в пеленке, двух, накрыт одеялом в теплой квартире или одет, как капуста, то он перегревается. Известно, что для охлаждения нам служит кожа. В нее поступает кровь, пот охлаждает кожу, а протекающая кровь, остывая, остужает самого человека. Вот только в одежде кожа не остывает, по крайне мере, пока вся не станет мокрой. Или остается только одна голова для охлаждения.

Не стоит забывать, что при перегреве ребенка большое количество крови уходит в кожу. Мозг своего не отдаст, а значит – недостаток крови будет в органах пищеварения и, возможно, в легких. Поверхностное дыхание может возникать при перегреве. Сердце получает дополнительную нагрузку…

Масса физиологических сдвигов происходит. И это при том, что для ребенка жизненно важно получать большое количество энергии. Будет замедлен процесс всасывания в кишечнике, снижено насыщение кислородом. Это может очень сильно навредить ребенку.

Не закаленный ребенок – это просто мелочь, по сравнению с теми последствиями, которые могут возникнуть при незначительном, но длительном перегреве.


Первый год жизни малыша - это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное".

Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.


Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного

Telegram


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Иллюстрация: Mirta Groffman