Никогда не скажу родителям: «Где вы раньше были?»

Во взаимоотношениях пациентов и врачей часто возникают ситуации, когда звучит: «А где вы раньше были?». Я решил для себя, что никогда не буду произносить эту фразу. Никогда не буду подсаживать родителей на чувство вины. Мне хочется изменить систему, в которой ребенок и родители должны. Это первая задача, которую я перед собой поставил. Быть врачом, который помогает и поддерживает, дает семье возможность двигаться вперед.

У меня огромный практический опыт – более 20 лет работы детским реабилитологом. В течение последних нескольких лет я искал способ передачи родителям накопившегося багажа знаний о том, как развиваются дети, чем можно помочь, и как сделать это интересно.

Одним из определяющих факторов развития ребенка я считаю процесс родов. Естественное течение родов – это взаимодействие матери и ребёнка. Это не когда ребенка «рожают», а когда в истории рождения участвуют оба. Один другого ждет и помогает. Все системы настроены на это. Это и есть настоящий старт жизни, старт общения, старт обучения.

В момент родов включаются рефлекторные цепочки, которые потом выражаются в особенностях систем адаптации и способов реакций. Эти реакции влияют на психическое и эмоциональное развитие ребенка и сопровождают его всю жизнь:

• умение выстраивать отношения, договариваться (гипермоторность / истерики на ровном месте / частые конфликты / нежелание уступать… );
• способы восприятия и усвоения информации, успехи в обучении чему-либо (ребенок не чувствует границ и «везде лезет» или, напротив, слишком осторожен / с трудом удерживает внимание/ мало чем интересуется / есть сложности с речью / часто болеет в школе… );
• реакции и действия в различных ситуациях…(ребенок слишком импульсивен, есть сложности с выражением эмоций / бросает начатое при столкновении с любым препятствием / требует постоянной помощи от взрослых…).

Зачем об этом знать? Чтобы лучше понимать своего ребенка, видеть неочевидные причины «неудобного» поведения, трудностей в освоении каких-либо навыков, общении, и главное – мягко помогать ему справляться с этими сложностями действительно простыми способами.

Если что-то пошло не так, не по идеальной схеме, что делать? Как родители, столкнувшиеся с неидеальным сценарием (кесарево сечение, длительные или стремительные роды, выдавливание, окситоцин, травма, реанимация, гипоксия и т. д.), могут помочь своим детям?

Да, есть вещи, которые нельзя поменять после родов, но есть и возможность научиться с ними жить. Не выживать, а жить и двигаться вперед. Для этого нужно понимать, как роды и младенчество влияют на развитие, и какими способами можно помочь ребенку.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.