Когда отставание в развитии не повод расстраиваться

Отставание в развитии ребенка – это всегда повод. Повод настроить резкость всех приборов слежения и повод постоянно мониторить ситуацию. Но это далеко не всегда повод расстраиваться. И, тем не менее, в ситуации, когда все очень зябко и относительно, неподготовленный человек начинает теряться, сомневаться и видит только отставание. Это начинает угнетать.

В своей жизни мы часто сравниваем и ищем точки отсчета. Когда речь идет о развитии ребенка,  мы сравниваем с усредненными нормами развития детей, и часто это не добавляет оптимизма. Чтобы не паниковать и не расстраиваться, необходима поддержка и мотивация. Я предлагаю провести простые математические расчеты, которые помогают воспрянуть духом и дают опору.

Когда речь заходит о развитии ребенка, то мы часто составляем неравенство: моему ребенку 8 месяцев, а развит он на 5. Это не вдохновляет. Нужно составить уравнение, и не забыть внести в него все данные. Тогда все станет понятно, а самое главное может получиться так, что отставание уже не будет проблемой, а станет предметом маминой гордости за ребенка. Забегая наперед скажу, что так и случилось на моей недавней консультации.

Давайте составим уравнение на конкретном примере:

A -B +Δ = Н, где

A–старт жизни;

B–анамнез ребенка;

Δ – изменения во временном интервале;

Н – возраст, на который ребенок развит.

Моя новая знакомая родилась на 27 неделе, что практически на 3 месяца раньше срока. Считается, что ребенок становится зрелым и готовым к родам на 37 неделе. Поэтому в уравнения смело можем внести:  А = – 2 месяца.

Потом около 4 месяцев был восстановительный период: реанимация, набор веса и дозревание. Думаю, все согласятся, что это время ну ни как нельзя назвать временем развития ребенка. Следовательно, по самым скромным меркам мы можем в уравнение внести: В = 3. Сейчас ребенок соответствует норме развития ребенка 1,3 года (15 мес) при возрасте 1,5 года (18 мес).

Заканчиваем вносить все данные и решаем уравнение:

– 2 – 3 +Δ= 18

Δ = 13

Итак, мы видим, что ребенок потратил 13 месяцев на то, чтобы дойти до уровня развития 15. Ну, ничего себе какая молодец! Она развивается даже быстрее.

Конечно, нужно понимать, что развитие функций всегда не синхронно. И в данном конкретном случае я считал моторный уровень развития ребенка, так как речь у девушки соответствует норме, эмоциональный статус тоже полностью соответствует возрасту. И это при том, что сразу после рождения ей пророчили глубокую инвалидность. Так и хотелось сказать маме после таких подсчетов, что наглость – это второе счастье. И это тот самый случай, когда большое счастье иметь все основания наглеть и требовать у природы большее.

Небольшое уточнение по уравнению: если все хорошо, то  В = 0. Если же были колики, диатез, температура, ротавирус…и еще масса соматических состояний, то можно смело суммировать время острого состояния и вносить в уравнение.

Можно ли сказать, что такое подсчет имеет право на существование? Все зависит от цели. Когда цель – снять с матери чувство вины, подавленности и показать насколько ее ребенок старается развиваться и как неплохо у него это получается. Когда цель – поддержать мотивацию родителей не опускать руки и продолжать изо всех сил помогать малышу, то я считаю, что да – оно имеет право быть.

Задумайтесь, мы и в своей повседневной жизни часто используем это уравнение. Ведь мы же не говорим, что писали диплом 5 лет, а смело вычитаем из этого времени все время, когда про диплом и не думали. Мы говорим: «Я написал дипломную работу за 4 месяца». Все помнят студенческие годы? Я думаю, в лучшем случае за 4 🙂


Первый год жизни малыша - это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное".

Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.


Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного

Telegram


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.