История консультации

Дано: мальчик, 9 месяцев. Ребенка видел первый раз в 1 мес. Запрос мамы в первый прием – недоношенный ребенок, роды в 8 мес. Маме добрые люди сказали, что 8 месячные дети – это непросто. Все ли нормально? Что нужно делать?

За 9 месяцев, которые мы знакомы, мы встречались 4 раза, я давал рекомендации. Мама умница, очень конкретная. Из тех людей, что делают и добиваются результата. Как итог – из некоторого уровня незрелости они пришли к отличному моторному развитию и скорости компенсации, несмотря на действительно сложный старт.

На последней консультации, ребенку исполнилось 9 месяцев, увидел следующие опорные точки (на чем основывается заключение).

  1. Гипермоторный компонент. Постоянные падения и удары. Ребенок не прогнозирует движения и принимает случившееся по факту. Мальчик банально в синяках.
  2. Ребенок хорошо ползает, но когда упирается во что-то головой, то не может найти способ и инструмент выхода из данного положения. Нет поиска тела, он просто по факту понимает, что уперся в стул и зовет маму, хнычет.
  3. Не очень очевидное для родителей – активность ребенка «на ура», но он ни на чем не останавливает интерес. Все время переключение с одного вида деятельности на другой. Этакий летающий снаряд, вокруг которого родители вынуждены обустраивать пространство своим телом, кидаться на амбразуру в момент падения ребенка.
  4. Также не очень очевидное для родителей. Активно говорит губные звуки: мэ, бэ, но не говорит вообще звуки: тэ, гэ, кэ. При том, что зубы вылезли. Когда язык гипермоторен, ребенок его часто сдвигает в крайние положения. Это выглядит интересно – формы бывают очень причудливые. Надо вовремя поймать такие состояния, чтобы моторная компенсация не перешла в поведенческую привычку.

Мои рекомендации на последнем приеме:

  1. О безопасности: закрыть все ящики и комоды, чтобы не оттяпать пальцы. До тех пор, пока ребенок не научится притормаживать свою деятельность.
  2. Упражнение на фитболе: смещать ребенка и выводить из ситуации равновесия, чтобы у него появились лучшие ощущения тела и поиск равновесия. Это профилактика падений, в том числе, когда ребенок пойдет, и скорость передвижения увеличится.
  3. Обжималки: берем за руку или за ногу и держим. Ребенок должен искать выход их этого положения в пространстве. Отпускать только тогда, когда ребенок на телесных ощущениях понимает, чего от него хотят.
  4. Танцы: показал конкретный ритм, под который малыш танцевал. Пускай сначала войдет во вкус к танцам, потом мама будет ставить паузы в музыке, и ребенок будет останавливаться. Это опосредованное научение ребенка сотрудничеству. Есть воздействие извне (музыка) – идут танцы. Воздействие закончилось (музыка стоп) – надо поменять свое поведение (остановиться). С такими детьми в танцах можно также легко выстраивать совместную телесную коммуникацию.

Позже нужно будет уже давать ребенку рекомендацию по играм в сидячем положении, но сначала надо его научить останавливаться и прислушиваться к тому, что происходит вокруг.

Путь маленького воина не всегда прост, но с такими родителями все получится. Знаю.


Первый год жизни малыша - это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное".

Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.


Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного

Telegram


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.