Про речь и проблемы речи у детей

Зависит ли формирование звуков от моторного развития ребенка до года?

Для меня развитие моторики напрямую влияет на формирование звуков у ребенка. Попробуйте поменять положение головы и вы сразу почувствуете, каким образом меняется положение челюсти и языка.

Так ребенок, оказавшись на животе и удерживая голову, начинает ощущать мышечный тонус в корне языка, и именно в этот момент начинают появляться звуки “г” и “к”. Встал на четвереньки, и сомкнулись губы. Просто сами попробуйте это сделать, и вы почувствуете, как это работает. Именно в этом возрасте появляются “п” , “б” , “м”.

Удивительно, но по-русски и по китайски "мама" звучит практически одинаково. Разница только в долготе гласных звуков. Почему? Языки не просто разные. И от работы нервной системы тоже много зависит. Она же тонус регулирует.

Почему сейчас дети начинают говорить позже, чем в советское время?

Это не статистика в прямом понимании этого слова, я статистику не встречал. Скорее всего её невозможно провести, так как нет статистики советских времен. Это ощущение воспитателей, специалистов, которые общаются с детьми, и знакомы с проблемами речи современных детей не понаслышке.

Моя версия. Скорее всего это связано с огромным потоком информации, который валится на нас всех. Темп жизни просто нечеловеческий. Однажды на консультации мама сказала, что она практически никуда не ходит с ребенком, гуляют в парках, людных мест избегают. Пришлось ей показать, как она в туалет входит, как будто вскакивает в вагон метро в последний момент.

Постоянная визуализация – вся информация визуализирована у детей.

Гиперопека и суперкофморт у детей плюс частое или постоянное нахождение с родителями в комфорте, т.е не нужно бороться, объяснять, что тебе неудобно, холодно, есть хочется.

И еще мне кажется, что вообще идут глобальные изменения, которые сейчас начинают быть ощутимыми. Но и то и другое лишь теории, которые невозможно проверить.

Спасибо за ваши комментарии по проблемам речи у современных детей. Поделюсь одним из тех, что показался мне наиболее полным:

Marianna Koroleva: Кислородное голодание плода, за 17 лет бытности логопедом в детской поликлинике, ставят в анамнезе даже не в 99, а в 100%, поверьте на слово. 100% задержки речи слава богу нет, хотя безусловно популяция меняется, и нормы развития надо бы пересматривать. Дети погружены в иной уровень сенсорной стимуляции, с преобладанием перегрузки зрительно-слуховой и недостаточностью моторной. Система “двор” с его подвижными играми канула в лету, технический прогресс с обилием гаджетов, присутствующих в жизни, обилие игрушек с полным неумением с ними взаимодействовать, готовые пюре и блендеры, не дающие нагрузки для развития мышц артикуляционного аппарата. Низкий тонус мышц гипермоторит детей, энерготонус тоже снижен, произвольная активность, способность к концентрации снижена, где тут следить за тем, как работают органы артикуляции, и дифференцировать звуки? Масса причин, одним словом можно обозначить – изменение жизни на разных уровнях. Элементарно схема тела у детей не сформирована зачастую, где им понять как артикуляцией управлять, когда они верх-низ, к себе-от себя не дифференцируют.

Когда ребенок говорит слова – это уже речь?

Когда ребенок начинает отвечать “телом” – это не речь в традиционном понимании, но присутствует понимание речи и осознание, а для меня это два самых важных кирпичика в определении речи.

В моем понимании речь начинается когда нужно донести свои мысли переживания, рассуждения. Если слова произносятся просто так – это не речь. Если слово сказанное ребенком – обращено, есть коммуникация, то это речь. Повторюшка, “магнитофон” – это не речь.
Для меня речь начинается с общения, а звуки и умение произносить слова это очень мощный, значимый, но этап обогащения. Без общения, в моем представлении, нет речи.


❓ Вы уже столкнулись с задержкой развития речи или проблемами речи. Вас беспокоит, что ребенок не говорит совсем, говорит меньше или хуже сверстников, отстает от «нормы».

❓ Вы только начинаете приглядываться к специалистам и методикам. Вам важно понять алгоритм действий, который будет лучшим именно для вашего ребенка и комфортен всей семье.

❓ Вы устали бегать по специалистам и лавировать в противоречивых рекомендациях. Вам сложно выбрать конкретный способ помощи ребенку.

❓ Ваш ребенок сопротивляется вам и специалистам, он устал от ваших усилий «ему помочь». Вам нужно найти новый подход, чтобы обойти сопротивление.

Речь - это сложная функция, для формирования которой ребенку нужно овладеть множеством навыков. Об этом я подробно рассказываю на онлайн-практикуме “Речь и проблемы речи: откуда ноги растут”.

На практикуме вы:

🔸Составите диагностическую карту, чтобы понять, что именно "тормозит" формирование речи вашего ребенка.

🔸Узнаете, какие алгоритмы действий подобрать в вашем конкретном случае.

🔸Разберетесь, когда нужен специалист (логопед и т.д.), а когда он бесполезен.

🔸Поймете, что могут сделать родители самостоятельно и как важно уметь ждать и не экзаменовать ребенка.

Как все устроено? После регистрации на курс вы получите доступ к личному кабинету, в котором можно:

  • посмотреть 4 обучающих вебинара в записи;
  • выполнить самостоятельно практические домашние задания;
  • прослушать 3 онлайн-сессии "вопрос-ответ" в записи с наиболее частыми вопросами родителей по проблемам детской речи;
  • получить личную мини-консультация онлайн по диагностической карте, построенной участником курса (для тарифа "Оптимальный").

Успевайте за важными знаниями в помощь вашему "молчуну"!


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.