Про речь и проблемы речи у детей

1) Зависит ли формирование звуков от моторного развития ребенка до года?

Для меня моторное развитие напрямую влияет на формирование звуков. Попробуйте поменять положение головы и вы сразу почувствуете, каким образом меняется положение челюсти и языка. Так ребенок, оказавшись на животе, и удерживая голову, начинает ощущать тонус в корне языка и именно в этот момент начинают появляться звуки “г” и “к”. Встал на четвереньки и сомкнулись губы. Просто сами попробуйте это сделать и вы почувствуете, как это работает. Именно в этом возрасте появляются “п” , “б” , “м”. Удивительно, но по-русски и по китайски мама звучит практически одинаково. Разница только в долготе гласных звуков. Почему? Языки не просто разные. И от работы нервной системы тоже много зависит. Она же тонус регулирует.

2) Почему сейчас дети начинают говорить позже, чем в советское время?

Это не статистика в прямом понимании этого слова, я статистику не встречал. Скорее всего её невозможно провести, так как нет статистики советских времен. Это ощущение воспитателей, специалистов, которые общаются с детьми
Моя версия. Скорее всего это связано с огромным потоком информации, который валится на нас всех. Темп жизни просто нечеловеческий. Однажды на консультации мама сказала, что она практически никуда не ходит с ребенком, гуляют в парках, людных мест избегают. Пришлось ей показать, как она в туалет входит, как будто вскакивает в вагон метро в последний момент.
Постоянная визуализация – вся информация визуализирована у детей.
Гиперопека и суперкофморт у детей + частое или постоянное нахождение с родителями в комфорте, т.е не нужно бороться, объяснять, что тебе неудобно, холодно, есть хочется.
И еще мне кажется, что вообще идут глобальные изменения, которые сейчас начинают быть ощутимыми. Но и то и другое лишь теории, которые невозможно проверить.

Спасибо за ваши комментарии. Поделюсь одним из тех, что показался мне наиболее полным:
Marianna Koroleva Кислородное голодание плода, за 17 лет бытности логопедом в детской поликлинике, ставят в анамнезе даже не в 99, а в 100%, поверьте на слово. 100% задержки речи слава богу нет, хотя безусловно популяция меняется, и нормы развития надо бы пересматривать. Дети погружены в иной уровень сенсорной стимуляции, с преобладанием перегрузки зрительно-слуховой и недостаточностью моторной. Система “двор” с его подвижными играми канула в лету, технический прогресс с обилием гаджетов, присутствующих в жизни, обилие игрушек с полным неумением с ними взаимодействовать, готовые пюре и блендеры, не дающие нагрузки для развития мышц артикуляционного аппарата. Низкий тонус мышц гипермоторит детей, энерготонус тоже снижен, произвольная активность, способность к концентрации снижена, где тут следить за тем, как работают органы артикуляции, и дифференцировать звуки? Масса причин, одним словом можно обозначить – изменение жизни на разных уровнях. Элементарно схема тела у детей не сформирована зачастую, где им понять как артикуляцией управлять, когда они верх-низ, к себе-от себя не дифференцируют.

3) Когда ребенок говорит слова – это уже речь?

Когда ребенок начинает отвечать “телом” – это не речь в традиционном понимании, но присутствует понимание речи и осознание, а для меня это два самых важных кирпичика в определении речи.
В моем понимании речь начинается когда нужно донести свои мысли переживания, рассуждения. Если слова произносятся просто так – это не речь. Если слово сказанное ребенком – обращено, есть коммуникация, то это речь. Повторюшка, “магнитофон” – это не речь.
Для меня речь начинается с общения, а звуки и умение произносить слова это очень мощный, значимый, но этап обогащения. Без общения, в моем представлении, нет речи.

Спасибо за ваши рассуждения и комментарии, получилось отличное обсуждение.

Вам может быть интересно:

Капуста зреет – речь формируется

Если ребенок “глотает” слова и окончания

Как выбрать логопеда/дефектолога вашему ребенку

Плохо говорит, “каша” во рту

АВТОРСКИЙ ПРАКТИКУМ “СЕКРЕТЫ ДЕТСТВА ДЛЯ СЧАСТЛИВОГО БУДУЩЕГО” 6 МАРТА – 22 АПРЕЛЯ 2018