История одной консультации

Запросы родителей «живчиков» ко мне звучат по-разному: плохо засыпает, не ползет, частые истерики, не говорит, не играет, требует постоянного участия – ни на секунду не остается один, невозможно накормить, не ходит на горшок по большому.

После общения с ребенком становится очевидно, что в большинстве случаях главная причина –  гипермоторность / гиперактивность ребенка.

Так и слышно, как отвечает гиперактивный ребенок на вопросы своих родителей:
– Не сижу на горшке? Да как можно сидеть, когда еще столько дел? 
– Заснуть? Эти руки и ноги постоянно просят побегать.
– Как мне успеть сказать, что я хочу? Я хочу так много, и так часто меняются мои желания, что язык не успевает за ними.
– Не уходи! Когда ты рядом, я могу дольше играть в эту интересную игру. Когда ты уходишь, то игра начинает убегать от меня.

Расскажу одну недавнюю историю.

Принцессе 3 года. У мамы жалоба – нет речи. Речь у ребенка началась в 1.5 года с озвучки прямых действий с помощью родителей: сесть, принести и т. д. При переходе на более сложные конструкции («давай пойдем на горку») речь остановилась. Ребенок очень интересующийся. Всем, но на 15 секунд. Не общается со сверстниками, смотрит со стороны. Ребенок гипотоничный, чтобы держать себя в тонусе, постоянно двигается.

Что было в истории: стремительные роды. Нормальное прохождение родовых путей запускает тонические и установочные рефлексы. Если этого не происходит, у ребенка не запускаются механизмы обеспечения, ребенок будет иметь проблемы с ощущением своего тела. То есть тела у девочки как бы нет, она себя не чувствует, ей сложно пользоваться инструментом под названием «мое тело». Если эта принцесса не бегает, то она просто не понимает, что происходит. Приобретение опыта не существует для такого ребенка. Нужно повторить миллион раз, чтобы усвоить.

Девочка поняла, что у нее есть глаза, и анализирует окружающий мир фактически только с помощью глаз. Отстает на 2 года в развитии, только сейчас начала трогать пальцами мелкие вещи и тащить их в рот.

Что делать сейчас, чтобы убрать гипермоторный компонент и запустить ребенку речь?

1) Притормозить ребенка.
Задание: остановить ребенка через объемные игрушки и давать неудобные большие вещи (большие кубики, тяжелые бутылки с водой и т. д). Это позволит не обучать новому (может уйти в отказ), а делать те вещи, которые она уже умеет, но с замедлением. Широко расставленные руки и потеря равновесия при удержании большого предмета приводят к тому, что невозможно делать много движений, иначе упадешь. Плюс работа зрительного анализатора корректируется – видит большое прямо перед собой, невозможно переключать быстро глаза.

2) Научить тело сидеть для дальнейшей самостоятельной игры.
На консультации катал девочку на пуфике => с точки зрения вестибулярного аппарата, ты движешься, глаза оценивают перемещение, а с точки зрения движения, ты удерживаешь только позу. Нужно ребенка научить удерживать позу – это переходный навык к тому, чтобы ребенок научился сидеть. Использовать ледянки, санки, любые скользящие штуки.

3) Массаж логопедический, но только в игре.
Мама села на папу, растянула ему рот, папа сел на маму, растянул ей рот. Оба ржут. Такой ребенок вряд ли подпустит к своему лицу. А вот на подражание будет даваться.

Вот как-то так.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.