Асимметрия движений

Это один из самых частых вопросов от родителей. Частый, потому что встречается у каждого ребенка. Начинает переворачиваться в одну сторону, а во вторую не хочет. Ползет и одну ногу хорошо выносит вперед, а вторая прямая или приставляется. Встает только с одной ноги.

И это не только у детей. Понаблюдайте за собой, и вы увидите, что брюки надеваете быстро, начиная только с одной ноги. Начнете с другой – и сразу немного не удобно. То же самое с футболкой, блузкой, пальто. И это не зависит от того, левша вы или правша. И это нормально.

Все хорошо и можно успокоиться? Не нужно ничего делать? Нет, это не так. Нужно делать, нужно помогать ребенку.

Почему это важно? Сегодня наблюдал за ребенком. Он очень хорошо и быстро переворачивается через правую сторону. Через левую может, но медленней. Мяч оказался от него с левой стороны, и он попытался к нему перевернуться. А там подушка и нужно закатиться на нее. В правую сторону он это делает, а в левую не справился и решил сначала перевернуться через правую сторону, а потом доползти до мяча. Но как только перевернулся, то сразу обратил внимание на упаковку и переключился на нее. Так постепенно ребенок может привыкнуть к тому, что предметы слева – это не важно. Начнёт обращать внимание только на то, что с правой стороны, или предпочитать правую сторону. Потом станет не сильно важна левая сторона тетради, ребенок не будет обращать внимание в игре на детей с левой стороны, на самокате поворачивать станет только в одну сторону, а вырастет – и машину поцарапает с левой стороны… Ситуация закрепляется во всех видах деятельности на всю жизнь. Поэтому и важно ребенку помогать с этим справляться.

Делать что-то нужно, но когда и как?

Давайте на примере переворота со спины на живот разберем эту ситуацию. Начал переворачиваться через одну сторону, а во вторую – вообще не получается.

Правило первое – доведение до автоматизма. Не начинать стимулировать переворот в обе стороны. Это приведет к тому, что на первом этапе ребенок затормозится с освоением переворота в обе стороны. Сначала дайте освоить переворот в одну сторону так, чтобы он стал автоматическим. Автоматическим – это легким и быстрым. Вот когда не будет риска разбить еще не сформированный навык, начинайте стимулировать переворот в другую сторону.

Правило второе – не препятствуйте перевороту через «быструю сторону». Если ребенок решит, что лучше так, проще потом доползти, то привлеките его внимание к игрушке дополнительно после переворота. Через некоторое время ребенок поймет, что переворачиваться в другую сторону, а потом доползать – это не эффективно, и сам станет пробовать осваивать переворот в другую сторону. В этом ему можно помогать: поддерживать подталкивать на начальном этапе.

С ползанием ситуация приблизительно такая же, но есть еще и дополнительные условия.

  • Доведение до автоматизма ползания. Как есть. Пусть не очень правильно, но освоить необходимо. Потом нужно увеличить нагрузку в прямолинейном движении. Можно положить одеяло на пути ребенка, немного скомканное. Препятствие поможет ему ползти правильнее, осмысленнее. Летом это может быть песок на пляже, трава на даче…
  • Если не выставляет одинаково обе ноги, то стоит начать поворачивать в сторону «правильной». Тогда он на ней будет стоять, а другую ногу вынужден будет начать переносить.
  • Увеличить километраж. Но с этим дети обычно сами справляются.

Такими способами можно помочь ребенку.

Повторю: сначала дать освоить навык в одну сторону и только потом начинать подтягивать вторую. Вот тогда и мотивация не пропадет, и быстрее освоятся обе стороны.

 

Вам может быть интересно:

Что нужно уметь ребенку для переворота со спины на живот?

Развитие крупной моторики по месяцам

НЕ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТСЯ/ НЕ СИДИТ/ НЕ ХОДИТ ПО ВОЗРАСТУ