Адаптация “живчика” в саду и школе

Сказать, что пребывание “живчика” или гиперактивного ребенка в детском саду или школе – это проблема, значит не сказать ничего. Это больше похоже на выживание. Такие дети неудобны, требуют бОльшего внимания. Система выжимает таких детей.

В этой ситуации нет виноватых. Если встать на сторону родителей и ребенка, то возникают претензии к учителю. Если встать на сторону учителя, то он тоже прав, и есть претензии к родителям.

Ребенок постоянно сталкивается с непониманием. Его успехи не воспринимаются как системное явление. От него постоянно ожидают проблем. Это можно хорошо понять на примере спорта. Если в команде есть игрок, который ниже по уровню, чем вся команда, то это место требует постоянного внимания от всех в команде.
При первой возможности его пробуют заменить. Это забирает ресурс и не дает возможности спокойно развиваться.

Это кажется замкнутым кругом. Если его не разорвать, то ничего хорошего не получится. Как разорвать этот круг? Какие есть инструменты для этого?

1) СОТРУДНИЧЕСТВО С ПЕДАГОГОМ и определение доминанты – СОЦИАЛИЗАЦИЯ, НОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Важно расставить приоритеты: учебный результат стоит на втором месте. На ПЕРВОМ МЕСТЕ – социализация и формирование иных навыков поведения, коммуникации в системе.
Для выхода из этой ситуации важно понимать одно – ребенок начнет меняться только в ситуации собственного успеха. Поэтому очень важно родителям и учителям договориться по этому пункту.

Помощью в этом может послужить еще одна рекомендация.
Ребенка стоит водить в сад или школу в хорошие дни, когда у него «хороший» день. Таким образом, мы избегаем ситуации социального неуспеха или осуждения в тот день, когда ребенок прогнозируемо будет вести себя плохо.
Каждый родитель может очень точно сказать, что сегодня ребенку идти в школу не надо, так как у него сегодня «плохой день». Важно, чтобы родители это понимали и в самом начале ориентировались на это. Если возможности остаться дома нет, то нужно поговорить с учителем и самим настроиться на то, что такие дни возможны, и это не трагедия. Такие дни бывают у детей, когда они устают, а значит, до этого сильно старались. Если в плохой день ребенок все же попал в сад или школу, то после такого дня его просто нужно обнять, поддержать и вспомнить хорошие дни. Просто? Сказать – да, сделать, когда внутри рвет – нет. Это работа и нелегкая родительская работа.

В эту же копилку сотрудничества родителей с педагогами.
Важно иметь специалиста, который работает с ребенком не отдельно, а в сотрудничестве с остальными. Это может быть психолог, реабилитолог, логопед, дефектолог, тренер в конце концов.

Я много раз ездил с родителями в сады и школы для обсуждения проблемных ситуаций. Почему это важно? Потому что у педагогов формируется представление о том, что ребенка им не «сдали», а родители активно работают вне сада и школы. Даже в те моменты, когда ребенка были готовы отчислить, ему давали еще шанс.

2) Родителям нужно обязательно обеспечить АКТИВНОСТЬ ребенка в ЗОНЕ УСПЕХА.

Занятия в кружках или спортивной секции. Это должна быть зона успеха ребенка. То, чем он сможет гордиться.

Пример:
Расскажу об одном ребенке, с которым я работал несколько лет. Его рекорд нахождения в одном и том же детском саду был две недели. Только после того как нашли сад, в котором получилось наладить диалог с воспитателем и методистом, он задержался на продолжительное время. Первое действие было выполнено (сотрудничество с педагогом).
Второе условие – раскрывать таланты ребенка (активность в зоне успеха). Родители приложили очень много усилий для этого. Этот ребенок хорошо рисовал. Конечно, ему было сложно длительное время стоять за мольбертом. Не все сразу. Родители организовали у себя дома студию, в которую могли приходить соседские дети совершенно бесплатно. Наняли педагога, и на занятия мог прийти любой ребенок. Это был частный дом, и студию они организовали вместо бани. Они не остановились на этом: в студию любой ребенок мог войти в любое время и поработать над своим рисунком даже без педагога. Двери открыты были всегда. Это стимулировало их собственного сына приходить в мастерскую чаще. Потом они организовали выставку-продажу детских произведений.

Четкое определение цели и создание пространства или вида деятельности, в котором ребенок успешен, очень важны.

Конкретно эти родители имели финансовый ресурс и немалый. Но не это определяющий момент. Так же можно поддержать ребенка, если на занятия или выступления вы пригласите других детей. Ваш ребенок будет «главным». Это важно для ребенка. Он будет примером для других. Он будет опытней. Важно понимать, что выйти во двор со своим мячом это не то же самое. Его могут отобрать в игре, и снова ребенок – не центр внимания. Здорово и полезно, когда ваш ребенок выступает, ваш ребенок на татаме, ваш ребенок в центре внимания, и никто не может это изменить.
Так один ребенок был конферансье на новогоднем празднике, другой поражал всех своими умениями на скалодроме, третий все знал о рыбах и ухаживал за аквариумом в классе, четвертый – футболист. Этот список можно продолжать. Для всех для них родители нашли зону применения их талантов. Это был не простой и не быстрый поиск.

Подводя итог можно сказать, что определение доминанты, создание зон успеха для ребенка и сотрудничество всех специалистов являются ключевыми правилами для постепенного движения вперед.

 

Вам может быть интересно:

Почему дети болеют в саду и школе

вебинар “Активные и ГиперАктивные дети”

7 мифов о гиперактивности

Как использовать сильные стороны ребенка? 

РЕЖИМ ДЛЯ “ЖИВЧИКА”

КАК УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ В ШКОЛЕ