Вальгусная деформация стопы: лечим играючи

Ортопед поставил вашему ребенку диагноз вальгусная деформация стопы?

Лечить или не лечить? С таким вопросом сталкивается каждый родитель хотя бы раз в своей родительской карьере. Хотя бы раз, если вообще не привык задавать себе вопросы, а моя аудитория – это люди, которые постоянно задаются вопросами. Они такой вопрос задают себе практически ежедневно.

А как ответить на этот вопрос, когда залечить ребенка и превратить его жизнь в сплошное преодоление врачебных рекомендаций не хочется, а пропустить серьезную ситуацию – еще страшней? Попробовали и не получилось выполнить рекомендацию врача – не лечим?

Вот только червяк, сжирающий изнутри, не ушел, наедает себе тело на маминой тревоге каждую секунду. Мама решает немного поделиться им с папой, который только пришел с работы и совершенно не расположен делиться ужином с этим ползущим.
Узнаете себя? Я так телом ощущаю себя внутри этих трех абзацев. Когда речь заходит о моих детях, то я тоже становлюсь папой и только суровый тон моей жены с вопросом-требованием на время включают во мне специалиста. И звучит он дословно так: “Ты должен мне все объяснить. Откуда. Как это работает. К чему может привести, и что можно сделать”.

Чтобы было понятно, о чем конкретно идет речь, расскажу историю.

Осмотр у врача-ортопеда выявил у ребенка вальгусную деформацию стоп. Рекомендовано походить с ребенком на внешней стороне стопы. Рекомендация абсолютно правильная. Вот только она напоминает мне еще одну рекомендацию: “Смотри, какая красавица. Ее нужно соблазнить. Давай действуй”.

Как действуй? Куда действуй? А если она не захочет?

Вот с таким пополнением своего словарного запаса родители и приезжают домой. Некоторое время пытаются выполнять рекомендации врача, но этот штурман семьи в свои два года наотрез отказывается ходить таким образом. Не понятно, не привычно и зачем. Родители сдаются и перестают выполнять рекомендации врача.

А рекомендация верна и действительно может помочь ребенку при вальгусной деформации. Любому ребенку и взрослому не повредит так походить по несколько минут в день.

Что делать в такой ситуации родителям? Нужно придумать условия, в которых ребенок сам будет ходить на внешней стороне стопы:

  • Попробуйте с ребенком спускаться по лестнице боком, держась за руки. И нога, которую ребенок ставит на нижнюю ступеньку, сама будет вставать на внешнюю сторону стопы. Можно пробовать и верх, но тут нужно будет смотреть, как ребенок будет ставить ногу на верхнюю ступеньку.
  • Походите с ребенком боком вверх – вниз по склону. Рядом с каждым домом можно найти небольшой уклон и придумать игру с ребенком.
  • И можно побегать с ребенком змейкой по склону. Поиграть в салочки. Стопа точно укрепиться.

Знаете, почему такая рекомендация сработает в данной конкретной семье? Потому что я в своих рекомендациях ориентируюсь на интересы всех членов семьи. Папа в этой семье спортсмен: беговые лыжи, полумарафоны и мечта привить дочери любовь к спорту. Ребенок тренирует ноги, папа реализует свою мечту в то время, как мама выносит на помойку очередного червяка. Все счастливы и ортопед доволен.

Как я придумал эту рекомендацию? На прогулке с сыном на детской площадке понаблюдал за детьми. Их там много бегало вокруг. Они все и показали.

Не рекомендую это повторять. На прогулке нужно смотреть на своего и следить за своим. У меня богатая практика наблюдения – поэтому я успеваю смотреть и следить за своим и параллельно соседского поймать, который сорвался с лестницы. Я вижу неуверенные действия ребенка и заранее встаю рядом.

Я надеюсь, мой пост поможет не только этой конкретной семье, но и многим другим, кому ортопед поставил диагноз вальгусной деформации стопы.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.